Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Изменит ли нападение Израиля положение палестинцев?

За пределами Израиля и США всем понятно, что политика изоляции сектора Газа потерпела неудачу. Возможно, наступил переломный момент?

© REUTERS/Osman OrsalПалестинская политическая нация
Палестинская политическая нация
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Арабы, и не только они, яростно негодуют по поводу жестокого захвата Израилем «флотилии свободы», направлявшейся в сектор Газа. Уже прозвучал призыв Совбеза ООН тщательно расследовать жестокое морское нападение. Но вслед за подобными сиюминутными мерами неизбежно встаёт другой, более широкий и серьёзный вопрос: наступят ли какие-то изменения в положении полутора миллионов палестинцев, живущих в условиях блокады на перенаселённой полоске прибрежной территории? Произойдут ли политические сдвиги?

Арабы, и не только они, яростно негодуют по поводу жестокого захвата Израилем «флотилии свободы», направлявшейся в сектор Газа. Уже прозвучал призыв Совета Безопасности ООН тщательно расследовать жестокое морское нападение. Но вслед за подобными сиюминутными мерами неизбежно встаёт другой, более широкий и серьёзный вопрос: наступят ли какие-то изменения в положении полутора миллионов палестинцев, живущих в условиях блокады на перенаселённой полоске прибрежной территории? Произойдут ли политические сдвиги?

Призывы прекратить блокаду сектора Газа звучали уже не раз, не давая видимого эффекта. ООН называет ситуацию «неприемлемой и контрпродуктивной». Евросоюз и Россия в сегодняшнем совместном заявлении требуют немедленно открыть границу для доставки гуманитарной помощи, для пропуска товаров и людей. Белый дом пока что лишь выразил  «глубокое сожаление» по поводу инцидента.

За пределами Израиля и США всем понятно, что политика изоляции сектора Газа потерпела неудачу. Джереми Гринсток (Jeremy Greenstock), бывший посол Великобритании в ООН, и Крис Паттен (Chris Patten), бывший комиссар Евросоюза по иностранным делам, говорили об этом неоднократно. В многочисленных докладах ООН и других организаций засвидетельствовано ухудшение условий жизни,  недостаточное питание и  лишения, которым подвергается население этого сектора. Но и Израиль, и Египет, блокирующий эту полоску земли с юга, успешно игнорировали подобные призывы – вплоть до самого последнего времени.

Египет, очевидно, несколько смущенный обвинениями в сообщничестве с Израилем, сегодня заявил, что он откроет свой пограничный переход Рафах для доставки гуманитарной помощи. Обычно КПП Рафах открыт всего несколько дней в месяц; регулярное сообщение осуществляется по сети подземных тоннелей в районе границы.

Враждебное отношение Хосни Мубарака (Hosni Mubarak) к Хамасу прямо связано с его враждебностью по отношению к «Братьям мусульманам», его основному внутриполитическому противнику. Он осознает, насколько разгневаны египтяне и арабы, однако его шаги выглядят тактической уступкой, а не изменением стратегической линии.

По прогнозам Ha'aretz, ведущей либеральной газеты Израиля, Европа и США «не смогут позволить Израилю отделаться простыми упрёками в свой адрес».

Однако до сих пор сложно себе представить, что правительство Нетаньяху пойдёт на какие-то значительные изменения. После того, как в 2005 году Ариель Шарон вывел войска из сектора Газа, этот участок земли последовательно именуют «враждебной территорией». Один высокий израильский чин даже позволяет себе такие выражения как «посадить жителей Газа на диету».

Блокада является следствием  решимости Израиля изолировать, ослабить и разгромить Хамас. Само официальное наименование Хамаса – Исламское движение сопротивления – объясняет причины этой решимости. Оно отказывается признать Израиль, вести с ним переговоры, официально подготовиться к отказу от применения насилия или принять соглашения, заключённые с Организацией освобождения Палестины, их политическим соперником. Израиль также требует освобождения Джилада Шалита, захваченного в плен израильского солдата, которого Хамас в конце прошлого года надеялся обменять на сотни своих пленных. Борьба против того, чтобы своими руками отдать победу этому движению, - а снятие блокады стало бы его победой – будет идти не на жизнь, а на смерть.

Халед Машаль (Khaled Meshal), лидер Хамаса, в интервью газете Gardian на этой неделе заявил, что движение категорически против сделки, которую Ясир Арафат заключил с Израилем в Осло в 1993 году, и никогда с нею не примирится. Машаль, может быть,  преувеличивает вероятность примирения с Организацией освобождения Палестины, впрочем США и Израиль блокировали усилия в этом направления. Независимые палестинцы считают, что американцы должны, во всяком случае, оставить их в покое, чтобы они сами разобрались со своими разногласиями.

Однако в данном случае речь идет не просто о пререканиях среди самих палестинцев или о ссорах между ними и Израилем. Удар по «флотилии свободы», как вспышка молнии в открытом море, осветил всю картину.

Такая уважаемая организация, как «Международная группа по предотвращению кризисов» (International Crisis Group, ICG), подчёркивает, что политика  создания Организации освобождения Палестины на Западном берегу реки, блокады сектора Газа и изоляции Хамаса, была активно поддержана США, ЕС И ООН. Единодушие в политике ближневосточного квартета нарушила Россия, когда в этом месяце  состоялась встреча президента Дмитрия Медведева и Машаля.

Признать Израиль виновным относительно легко. ICG предложила конкретный ответ на возражения Израиля, что сектор Газа представляет угрозу его безопасности: установление режима «практического международного наблюдения» с целью обеспечения, чтобы строительные материалы не использовались для иных целей, кроме мирных, например, для сооружения защитных бункеров.

Это лишь одна из деталей, хотя и важная. Проблема в целом, как представляет её ICG такова: «Политика в отношении сектора Газа нуждается в тщательном пересмотре. США, ЕС и ближневосточный квартет в целом призывают к смягчению блокады сектора Газа. Мы одобряем такой подход, однако открытие крана гуманитарной помощи не является адекватным решением для политики с морально неприемлемой и политически контрпродуктивной основной исходной посылкой».