Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Киберконфликты 2007-2010: Таллин - Цхинвали - Кишинев - Тегеран

© коллаж ИноСМИинтернет и кибератаки
интернет и кибератаки
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Россия не раз доказывала, что сетевой код может быть гораздо взрывоопасней пороха. Когда в апреле 2007 года власти Эстонии решили переместить "бронзового солдата", это привело к яростным уличным столкновениям эстонских и русских патриотов, а затем страна подверглась широкомасштабной информационной атаке, которую большинство наблюдателей приписали действиям российских "хакеров-патриотов".

Россия не раз доказывала, что сетевой код может быть гораздо взрывоопасней пороха. Когда в апреле 2007 года власти Эстонии решили переместить "бронзового солдата", это привело к яростным уличным столкновениям эстонских и русских патриотов, а затем страна подверглась широкомасштабной информационной атаке, которую большинство наблюдателей приписали действиям российских "хакеров-патриотов". Размах этой акции был таков, что она на время парализовала весь эстонский интернет.

Год спустя после войны в Грузии Twitter, Facebook и LiveJournal стали жертвами атаки, которую сразу же приписали России, так как ее целью явно был некий неугодный блоггер, а после ее начала были замечены сообщения в пользу независимости Абхазии. Тем не менее, как подчеркивает эксперт по новым технологиям Янник Харрел (Yannick Harrel), "отследить источник кибератаки практически невозможно, если ее исполнитель подошел к делу хотя бы с минимумом профессионализма". Интерес России к социальным сетям (которые действительно представляют собой настоящее (дез)информационное оружие массового поражения) напрямую связан с кибер-событиями 2009 года в Молдавии и Иране. После победы коммунистов на парламентских выборах в апреле 2009 года на улицах Кишинева собрались тысячи молодых людей, которые яростно выразили свой протест при поддержке "гуманитарных" и "демократических" неправительственных организаций.

Хотя ход событий был очень похож на цветные революции в Сербии в 2001 году, в Грузии в 2003 году и на Украине в 2005 году, на этот раз многие заговорили о "Twitter-революции", так как координация действий протестующих шла через популярный американский сервис. Мгновенное появление сообщений и призывов к манифестациям также на несколько недель превратили Twitter в основной источник информации для журналистов со всего мира. Власть была вынуждена отключить интернет и телефонную связь, чтобы положить конец этим Twitter-беспорядкам. Позднее стало известно, что на самом деле в ходе "революции" арестовано было меньше сотни демонстрантов, а большая часть активистов таинственным образом исчезла из Twitter, по их словам, из-за страха репрессий. 

В июле того же года в Иране прошли подобные кибер-акции как знак "неприятия" результатов выборов, что вылилось в многочисленные инциденты и уличные манифестации. Многие правительственные сайты стали жертвами хакерских атак. Facebook и Twitter превратились в основные информационные каналы сопротивления и критики существующей власти, а кибер-активисты (добровольные или наемные?) наводнили сеть тысячами и сообщений и фотографий, подтвердить достоверность которых для мирового общественного мнения и журналистов было в принципе невозможно. Как и в Молдавии, власть перекрыла доступ к интернету и телефонии, что в результате навредило ее имиджу еще сильнее, чем действия протестующих.

В любом случае, ничего уже не исправить: автоматическая архивация интернета и доступ к информации без необходимости подтверждения ее достоверности сегодня доступны самой широкой публике. Возникновение этих "событий" стало возможным благодаря двум важнейшим инструментам: мобильным телефонам и интернет-соединению.

Вмешательство Америки в Иране выглядит довольно заметным, так как один из советников нового госдепартамента Джаред Коэн (Jared Cohen) провел в Нью-Йорке собрание под названием "Альянс молодежных движений" (при спонсорской поддержке Facebook и HowCast, а также информационном содействии "Голоса Америки" и Electronic Frontier Foundation), чтобы оказать поддержку молодым активистам из Латинской Америки, Африки, Азии и Ближнего Востока в использовании социальных СМИ. Закончилась конференция созданием онлайн платформы для киберактивизма и кибердиссидентсва... Утром 15 июня 2009 года Коэн связался по телефону и электронной почте с одним из основателей Twitter Джеком Дорси (Jack Dorsey) с невинной на первый взгляд просьбой: отложить на некоторое время технические работы и обновление его сети микроблоггинга с тем, чтобы иранские недовольные могли "твиттить" безо всяких проблем. Дорси не стал спорить и отсрочил обновление на два дня. "Администрация Обамы постепенно начинает внедрять киберстратегию в свою внешнюю политику", описал сложившуюся ситуацию Чарльз Бвеле (Charles Bwele).  

Россия в центре киберконфликта


Тем не менее, своими киберсилами Россия обзавелась задолго до событий середины 2000-х годов. С конца 90-х годов страна становится центром хакерства и других видов сетевого хулиганства. Интернет-преступления, кибер-кражи, взлом систем, пиратство с востока... За последнее десятилетие эти термины стали такой же неотъемлемой частью имиджа России, как водка или высокие блондинки. С начала 2000-х годов число информационных правонарушений неуклонно растет: 3 000 в 2001 году, 6 000 в 2002 году, 12 000 в 2003 году, 15 000 в 2004 году... В 2008 году по этим преступлениям было возбуждено 8 000 уголовных дел. В этом году представитель России в ООН призвал к созданию международной конвенции по борьбе с киберпреступностью под эгидой ООН. В 1999 году было создано особое подразделение ФСБ, чьей задачей стала разработка стратегии в области кибербезопасности и кибервоенной доктрины в тесном сотрудничестве с российской армией. В 2001 году член Совета безопасности России генерал Владислав Шерстюк заявил в Государственной Думе о том, что "новая информационная эра приведет к следующему витку гонки вооружений. В отличие от стратегического ядерного оружия, создание средств для нанесения кибернетического удара потребует знаний и возможностей, выходящих за пределы военной сферы".

В 2000 году Россия (в сотрудничестве с Белоруссией) запустила проект СКИФ по созданию супервычислительной машины, способной обрабатывать от 0,5 до 5 петафлопов информации. 1 терафлоп равняет триллиону операций с плавающей запятой, что в 166 666 раз больше чем смогут посчитать все вместе люди на Земле после секундного размышления. Проект СКИФ был задуман с тем, чтобы создать военные и гражданские суперкомпьютеры, способные составить достойную конкуренцию, а затем и обойти свои западные аналоги во главе с IBM Roadrunner, который в прошлом году смог перейти рубеж в 1 петафлоп (тысяча триллионов операций с плавающей запятой в секунду). Оценив имеющееся отставание, российские и белорусские власти быстро осознали всю важность независимости в данной области: наличие большого числа высокопрофессиональных инженеров (наследие советской научной традиции) существенно облегчило реализацию проекта, который затем потребовал координации и вливания средств правительствами обеих стран.

В это же время был отмечен быстрый рост социальных сетей, которые постепенно становятся основными центрами информации и коммуникации. Как написал Харрел, "кибер-поколение возьмет власть в свои руки". Радио потребовалось 38 лет, чтобы достичь аудитории в 50 миллионов слушателей, мобильный телефон завоевал 3 миллиарда абонентов за 15 лет, а социальные сети (Facebook, MySpace, LinkedIn и т.д.) заполучили 350 миллионов пользователей всего за 4 года. В 2008 году было послано более 43 миллиардов SMS. К 2012 году мобильные телефоны будут у более чем 5 миллиардов человек: получить их смогут даже самые бедные благодаря неизбежной "поддержке" властей в информационной и коммуникационной сферах.

Как и в энергетике, российское государство смогло увеличить свое благосостояние и реализовать тем самым свои геостратегические амбиции, в том числе путем значительных приобретений. Близкая к Кремлю инвестиционная компания Digital Sky Technologies купила весомые доли в гигантской российской социальной сети "Вконтакте" (местный аналог Facebook), балтийской сети Forticom и ее польском аналоге Nasa Klassa. Наконец, в мае 2009 года (после событий в Молдавии?) компания приобрела 2% Facebook за 200 миллионов долларов. В апреле этого года DST выкупила у AOL интернет-пейджер ICQ. Кроме того, 10% DST приобрел китайский гигант Tencent, присоединившись таким образом к Goldman Sachs и олигарху Алишеру Усманову (хозяин влиятельной газеты "Коммерсант"). Кстати, несколько слов о прессе: здесь стоит отметить покупку France-soir в 2009 году Александром Пугачевым, The Independant в 2010 году Александром Лебедевым и участие в тендере на Le Monde Глеба Фетисова.

Кроме того, в 2011 году Россия намеревается создать свою собственную операционную систему, которая должна приобрести окончательный вид к 2013 году.

Кремль в киберкоммуникации


Российские власти прекрасно поняли, что присутствие в сети жизненно необходимо для того, чтобы войти в XXI век. Блог президента Медведева (на платформе LiveJournal, который пользуется в России большей популярностью, чем Twitter в США) сегодня является одним из самых популярных в стране. Красноречивый пример: в мае 2010 года, на следующий день после праздника 9 мая, один из пользователей оставил в его блоге комментарий о том, что памятник в Краснодаре реставрировали уже более полугода и ветеранам пришлось возлагать цветы перед ограждением. Несколько дней спустя Медведев опубликовал в сети написанный им от руки на имя губернатора Ткачева документ: "Разберитесь. Накажите виновных. Доложите в трехдневный срок".

Кроме того, министерство связи готово вложить 5 миллионов рублей в "изучение основных возможностей для продвижения интересов федеральных органов власти посредством специализированных социальных сетей". С этой целью в сентябре властями был даже организован специальный тендер. В целом речь идет о том, чтобы исследовать русскоязычные сайты и специализированные социальные сети и найти способ использовать их для продвижения интересов исполнительной власти. Подразумевает это и изучение опыта и инициатив иностранных государств и предприятий. Один из работников министерства рассказал о том, что технически это может быть осуществлено в рамках разработки программы по поиску полезных и оригинальных идей в социальных сетях и блогах. Известный блоггер и главный редактор сайта bfm.ru Антон Носик считает, что задача ясна, разумна и вполне выполнима. В пример он приводит главу business-opportunities.biz Дейна Карлсона (Dane Carlson), который прославился ежедневными публикациями на своем сайте найденных в интернете гениальных
идей бизнесменов со всего мира. По мнению Носика, высокопоставленные российские чиновники смогут использовать ту же систему на благо всего государства, а не только малого бизнеса.

Поворот этот крайне важен, так как до настоящего времени власть рассматривала блогосферу исключительно в качестве поля для пропаганды собственных идей. Так, в 2007 году глава Центральной избирательной комиссии Владимир Чуров встретился с блоггерами, чтобы предложить им заняться предвыборной рекламой. Председатель Совета Федерации Сергей Миронов тоже пообщался с влиятельными представителями интернет-сообщества. Король российских блоггеров Рустем Адагамов (Drugoi) получил от Росгидро приглашение лично приехать в Сибирь и ознакомиться ситуацией на Саяно-Шушинской ГЭС, которая серьезно пострадала после аварии в середине августа 2009 года (75 погибших). Кроме того, Адагамова пригласили в кремлевский журналистский пул, и он нередко следует за президентом Медведевым в его поездках по стране.

Тем не менее, несмотря на сравнительно скромные успехи Google (он до сих не может обойти своего российского конкурента "Яндекс"), государство все же предложило создать свою собственную поисковую систему, которая просто-напросто перекроет весь доступ к "неподходящей" информации, затрагивающей, например, порнографию, наркотики или терроризм.

Обсуждение
Комментариев: 28
Правила
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
m
mimo
22 сентября 2010, 11:49
Зачётный бред!!! "государство все же предложило создать свою собственную поисковую систему, которая просто-напросто перекроет весь доступ к "неподходящей" информации" - аффтар сам понял, что написал???
t
textliner
22 сентября 2010, 14:54
Зачем ему понимать-то?
A
AgainMedved
22 сентября 2010, 11:49
Вот именно, что наблюдатели. "большинство наблюдателей приписали действиям российских "хакеров-патриотов". А спецы, например израильские,выдали заключение, что на атаку из Кремля не тянет. Что не мешает мелкобританскому форейн офису при посещении их министра иностранных дел ставить вопрос об недопустимости российских атак на новоевропейцев и агрессии на гогидзию. Что на мешет местной либерастне призывать наказать Россию, а Ей в свою очередь принять наказание, от еврогейских институтов. На основании, что еврогей чисты и непорочны. Что, наконец, показывает, что холодная война нигода не кончалась. Лож и шельмование - инструменты западного мира.
d
die_welt
22 сентября 2010, 11:58
Даёшь Великую Хакерскую Мировую Революцию. Даёшь Великую Хакерскую Мировую Революцию. Все эти фонды, банки, миллиардеры ... это голый король, это только пара дюжин намагниченных дисков стоящих в "квартирах" импотентов, которые возобнили себя властелинами мира. Эта пара дюжин намагниченных дисков есть сконцентрированное мошенничество и воровство -атрибут и основа власти паразитов торгующие бумагой на Уол-стрит базаре, Лондон базаре... - этого позора человечества, этих импотентов,( я не о женщинах, impotens — бессильный, слабый) которые хотят чувствовать себя властелинами мира и убедить нас в том что это действительно так. Всем будет только лучше если эти диски просто форматировать. Справедливость - это возможное самосознание состояние общества в мировом масштабе
t
textliner
22 сентября 2010, 14:56
Всё, что можно - потереть, остальное - поцарапать.
d
die_welt
22 сентября 2010, 17:25
А ещё можно кусачками погрызть на памятные медали во во, а после победы можно ещё можно кусачками погрызть на памятные медали "Заслуженному Хакеру Мировой Революции" по 1- 3 триллионов ( 1-3 степени) а для подруг брелочки по 5 - 10 миллиардов (может про триллионов/кв.мм чушь пишу не специалист посчитал сейчас это 3.10358331 � 10-6 мм/бит но как дольше там же системы ?
Merkator
22 сентября 2010, 12:16
Тем не менее, несмотря на сравнительно скромные успехи Google (он до сих не может обойти своего российского конкурента "Яндекс") Я что то недопонял)) Это буржуйские комплексы или как?)) Или же он должен был его обойти просто по умолчанию?))) Короче говоря эти убогие евротолерасты до сих пор уверены что в России по улицам медведи бродят с бутылкой водки в одной руке и "калашом" в другой))
a
anstapbl
23 сентября 2010, 06:17
lh5.ggpht.com/_XcwP5-IEVLY/SAMWQQAs_pI/AAAAAAAAB7Y/lCHUS1VQqPY/IMG_3069.JPG .
l
leau
22 сентября 2010, 12:43
Талин... А это идея!
H
Honcho
22 сентября 2010, 12:49
Google (он до сих не может обойти своего российского конкурента "Яндекс") google Revenue ▲US$23.651 billion (2009) Yandex Revenue ▲ $286.2 Million (2009) О чем вообще может говорить данный товарищ, если он тут втирает про и-нет, а ПедиВикию так и не нашел.
IG
Inco Gnito
22 сентября 2010, 13:52
Здесь разговор ведется о российском сегменте интернета В нашем сегменте интернета сервисами Яндекса пользуется больше народа, чем сервисами Гугла. Довольно не типичная ситуация, поскольку во всех (или почти во всех) остальных интернет-развитых странах Google опередил местные поисковики по количеству запросов.
P
Pioner_
22 сентября 2010, 15:34
сказать проще Российские пользователя больше пользуются Яндексом чем Гуглем. Аналогия: Российские пользователи больше пользуются Вконтакте чем Facebook-ом.
Б
Бабровец
22 сентября 2010, 14:24
конфликты? о чем это он? Что-то не заметно в описании именно конфликтов - описания сторон, действий, оценки результатов. Описано, что в сети происходит какое-то движение, на него стоит обратить внимание и что это бывает связано с политикой. То, что Россия в центре - это каким таким местом? Логичнее в центре большинства конфликтов расположить Америку (физическое присутствие 90% серверов), действие большинства предприятий под американской юрисдикцией, с американским капиталлом и по американским законам, большая интеграция информации в жизнь и политику. На этом фоне то, что у нас происходит - очень мелкое подражание.
U
UCL4
22 сентября 2010, 19:42
мда... Бобровец, извините, кроме этой статьи вы большье не читали? Описание действий? Вы наверное думаете что с сайтов военных ведомств ведется прямая трансляция системных логов, да? Действие предприятий под американской юриспруденцией? И чё? Я вас реально не понимаю... Китай и Россия - основные источники киберугрозы для стран Запада (об этом знает даже КО). Не буду входить в обширные рассуждения : посмотрите сколько в верхушке соревнований TopCoder китайцев и русских, а сколько американцев. И заодно так посмотрите, например, когда последий раз американские ВУЗы становились победителями ACM/ICPC? В 97 кажется?
Б
Бабровец
23 сентября 2010, 09:21
вы таки всерьез полагаете что киберконфликты - это между государствами? Даже если взять Вашу логику - "солдаты" в этой войне из РФ и Китая, но мы - не в центре. Конфликты в основном происходят фактически на территории США, на ресурсах США и потом подпадают под американское законодательство. Описание действий - да, от статьи с таким заголовком я бы ожидал чего-то большего. Как минимум, чтобы было описано, в чем, собственно, конфликты, кто в них замешан и что их связывает. Автор же схватил все, что хоть каким-то боком "кибер" и относится к политике. Предыдущая статья издания, кстати, ещё более дремучая - кибервойнами названа координация действий в Твиттере и пропаганда Кремля.
U
UCL4
23 сентября 2010, 10:20
прям так и полагаю Кто назвал кибервойной координацию действий по твиттеру? "что киберконфликты - это между государствами?" нет, наверное всё таки между футбольными клубами... Как бы вам сказать-то? "Даже если взять Вашу логику - "солдаты" в этой войне из РФ и Китая, но мы - не в центре." Можно то же самое, но по-русски, я не понял, что вы сказали... "Конфликты в основном происходят фактически на территории США, на ресурсах США и потом подпадают под американское законодательство." А вы хотите чтобы побольше атаковали российские ресурсы? "Описание действий - да, от статьи с таким заголовком я бы ожидал чего-то большего." Ещё раз говорю прямой трансляции системных логов с серверов военных ведомств не ведется. "в чем, собственно, конфликты, кто в них замешан и что их связывает." как же я забыл, при атаке на государственные ресурсы все нормальные люди не забывают указать ФИО и место жительства. В чем собственно конфликты? Ну вот обычный пример: памятник в эстонии перенесли. Некоторые люди (скорее всего группа людей) у которых было в ботнете пару может даже пару сотен тысяч свободных машинок(которые в данный момент не арендуют и т.д.) подумали, а почему бы не поддосить правительственные сайты эстонии? Скорее всего было так. Соглашусь с вами в том, что в таких ситуациях обычно дело происходит по инициативе самих хакерских группировок. Атаки, связанные непосредственно с правительственными структурами (заказанные или проведенные специальными подразделениями) это уже из серии, как было дело с F-35 Lightning II(терабайт технической документации уперли) или вот например ныне немалоизвестный червь Stuxnet был создан для саботажа ядерного завода в иране. Понимаете, о крупных атаках их целях и организаторах, тем более связанных с военными отраслями редко узнает широкая общественность. А если и узнает, то она узнает то что она должна "узнать". Да и думаю всем очевидно, что статьи на эту тематику не надо читать в Centpapiers... Простите за эмоциональность : трудно сдерживаться :)
Б
Бабровец
24 сентября 2010, 06:58
Россия - не в центре - и слава богу "кто назвал?" inosmi.ru/politic/20100920/163040151.html Чтобы Вы поняли - зона конфликта - это не место, где тренируются военные. Не место, где строится техника. Даже не место, откуда запускаются ракеты. Это место, где пересекаются интересы разных сторон и происходит непосредственное столкновение. Территория конфликтов - Америка (на её же деньги и конфликтуют) и большинство киберконфликтов не имеют по крайней мере с одной из сторон государства. Хакер против банка - тоже конфликт, строго говоря. Россия центром не является, несмотря на весь пиар именно русского следа (русская угроза, образ сильного и опасного противника...) А пиарят уже больше 2х лет. Даже Вы (несмотря на все замечания о логах) поверили, что Таллин и Тбилиси - это точно русские, этот образ закрепился. С другой стороны, твиттер-шевеления вроде как остались без организатора (да и много ещё чего). Ну а то, что большинство средств коммуникации так или иначе шерстят спецслужбы США - это не конфликт? По-моему - самый массовый киберконфликт с участием государства, да ещё и длительный. Действительно, centpapers - в топку. Но и образ России-кибердержавы - тоже в топку. И жить с тем, что есть.
U
UCL4
25 сентября 2010, 20:54
... "и большинство киберконфликтов не имеют по крайней мере с одной из сторон государства." Можно написать то же самое, но НА русском языке? Бабровец, зачетный бред. Судя по вашей речи вы судите вообще об информационных технология только по статьям из газет. У вас, понимаете-ли, даже Таллин и Тбилисси указаны как отдельно стоящие атаки вот раз и два. Ё маё! Каждый день на военные сети просходит тысячи попыток атак. Боты прут, малварь наступает! Что за понятие вы придумали : "территория конфликтов"? Какая ещё территория у кибервойны, если вы не имеете в виду физические адреса цепочки проксей или местоположение самого сервера... И при чем тут деньги вообще, если речь шла об атаках на военные сервера? "Но и образ России-кибердержавы - тоже в топку." Копипастю высказывание из предыдущего поста: "посмотрите сколько в верхушке соревнований TopCoder китайцев и русских, а сколько американцев. И заодно так посмотрите, например, когда последий раз американские ВУЗы становились победителями ACM/ICPC? В 97 кажется?". Согласен, в России немного больших организаций, которые известны на мировом рынке и признаны лидерами с воей области, такие как Лаборатория Касперского, ABBYY, DrWeb. Но и множество других обьединений имеют большой потенциал, и образование, как видно по результатом международных олимпиад - на уровне. Другое дело, что многие кадры уходят за границу... Опять не сдержался - простите :)
t
tegezen
22 сентября 2010, 18:19
Понятно почему Майкрософт так любит нашу оппозицию боится что наши сделают хорошую бесплатную операционку и тогда винду и мс офис начнут выдавливать из России для начала а потом и другим странам понравится.
n
nightsoner
22 сентября 2010, 22:14
Вы ошибаетесь Хорошая отечественная ОС будет такой же хорошей как и продукты отечественного автопрома. Не верите? Поработайте с замечательной программой Налогоплательщик ЮЛ или любой программой для сдачи отчетности в ПФР.
h
hard16rus
22 сентября 2010, 23:11
даже не пытайся рассуждать в сфере где ни чего не смыслишь Для "конторских крыс" создаются бесплатные или мало-бюджетные программки. Если ламеры в чем то не могут разобраться, то это еще не значит что программный продукт не качественный. Это как в басне Крылова. --- Создать отечественную ОС не проблема. Проблема в конкуренции! Огромное количество программ написано под операционные системы Windows. Их разнообразие и количество будет определять популярность той или иной ОС. Вот если на новой ОС будет реализован качественный эмулятор платформы Win32, популярность отечественная ось получит не малую. Может быть даже до 10-15% рынка.
m
maksim6546
23 сентября 2010, 04:02
Абсолютно согласен.Ключ успеха оси,это достаточное разнообразие контента....хм.приложений для операционки. Нам всего лишь нужно объединить минимум Россию.Беларусь и Украину в одном государстве...ну может еще плюс Казахстан,для создания более чем 300 млн. общего рынка,при котором любой проект становится окупаем....и у нас все получится.В этом главный смысл объединения.
№99
23 сентября 2010, 08:31
Возможно, что победит такая ОС, которая окончательно превратит комп в игровую или деловую приставку с безразличием к языку пользователя. Как когда то Винда победила ДОС из-за наглядности в эксплуатации, а автомобили с автоматичесими КПП взяли верх над обычными.
n
nightsoner
23 сентября 2010, 10:41
Такая ОСь уже есть Встречайте: MacOS X, с ней компьютер уже давно стал бытовой техникой
№99
23 сентября 2010, 11:00
...Дорого!, да и для общего развития не мешает еще с виндой помучиться :) Установки-переустановки-вирусы... Классс!
n
nightsoner
23 сентября 2010, 14:54
Так вам шашечки или ехать? MacOS стоит порядка 4К руб., небольшая цена за удобство. А с вирусами можно и виртуальной машине играться, да
СР
Страж России
23 сентября 2010, 00:45
Я всегда пользуюсь Яндексом :)
S
Sonich24
23 сентября 2010, 06:29
А он всегда тобой... .
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Рекомендуем