Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
У российского истребителя Т-50 все еще нет подходящего двигателя

Разработка новых реактивных двигателей является одним из самых проблемных моментов программы ПАК ФА

© РИА Новости / Перейти в фотобанкИстребитель пятого поколения Т-50 компании "Сухой"
Истребитель пятого поколения Т-50 компании Сухой
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Недавний салон российских производителей Двигатели-2010 позволил получить представление о прогрессе в разработке нового двигателя, предназначенного для истребителя нового поколения Т-50 (ПАК ФА). Глава Объединенной двигателестроительной корпорации Василий Лапотько заявил, что двигатель будут создавать совместно несколько предприятий.

Недавний салон российских производителей Двигатели-2010 позволил получить представление о прогрессе в разработке нового двигателя, предназначенного для истребителя нового поколения Т-50 (ПАК ФА). Глава Объединенной двигателестроительной корпорации Василий Лапотько заявил, что двигатель будут создавать совместно несколько предприятий.

Ранее за разработку этого будущего реактивного двигателя с тягой 16 тонн (157кН) боролись два предприятия: Научно-производственное объединение "Сатурн" (уже входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию) и Московское машиностроительное производственное предприятие "Салют" (может в скором времени войти в ОДК, так его гендиректор Юрий Елисеев был назначен на пост замдиректора корпорации).

ОДК приняла решение. Консорциум станет генеральным подрядчиком с долей в 54%, тогда как оставшиеся 46% отойдут ММПП "Салют". Сейчас стороны ведут переговоры о разделении обязанностей, однако основной вопрос заключается в том, чье техническое предложение будет использоваться как основа программы. По словам Юрия Елисеева, проект "Салюта" получит поддержку Центрального института авиационного моторостроения и министерства обороны России.

Срочность

Генеральный директор ЦИАМ Владимир Скибин призвал министерство обороны начать испытания двигателя как можно скорее. Василий Лапотько со своей стороны заявил: "Мы каждый день справляемся о продвижении проекта, и получается, что он находится на еще очень ранней стадии. Тем не менее, сейчас стартовала работа над соплами и камерой сгорания". В своих официальных сообщениях ОДК по-прежнему говорит, что производство начнется в 2017 году, однако эти сроки явно выглядят чересчур оптимистичными. Более того, не факт, что у России есть необходимые средства для успешного завершения данного проекта. Возможно также, что министерство обороны отсрочит заказ двигателей до того времени пока сам ПАК ФА не пройдет предварительные испытания, то есть как минимум до 2012 года.

Летные качества

В ближайшем будущем двигатель 117 все же должен позволить Т-50 соответствовать требованиям для самолета пятого поколения. Хотя бы минимальным. На самом деле основная проблема реактивного двигателя 117 заключается в его недостаточной тяге без форсажа. Точное ее значение неизвестно, но оно явно меньше 10 тонн. Так, тяга 117С (предназначенная для Су-35 "облегченная" версия 117) составляет 8,8 тонн без форсажа и 14,5 тонн с форсажем. В этой связи Т-50 будет способен достичь сверхзвуковой скорости с числом Маха 1,3, а не 1,5, как указано в технических требованиях. Для сравнения: сверхзвуковой самолет F-22 американских ВВС (основной конкурент Т-50) способен лететь при числе Маха в 1,7. 

Еще одной слабой стороной двигателя является его относительная сложность, проистекающая из сходства с АЛ-31Ф. Так, в 117 стоит девятиступенчатый компрессор высокого давления, тогда как на F119-PW-100 американского F-22A этих ступеней всего шесть. И это оказывает прямой эффект на надежность агрегата и его обслуживание.

"Салют" модернизирует АЛ-31Ф

Параллельно с участием в создании двигателя для Т-50 "Салют" намеревается заняться модернизацией АЛ-31Ф. Его задача заключается в том, чтобы создать новый двигатель, который был бы полностью взаимозаменяем с базовой версией АЛ-31Ф, которая установлена на истребителях Су-27. Необходимо это с учетом того, что установка 117С на Су-35 потребовала серьезных модификаций.

Первым этапом этой модернизации должен стать АЛ-31Ф-М1: у него появится новый компрессор низкого давления, дающий тягу более 13,5 тонн (на 1 тонну больше чем у базовой версии), тогда как срок службы увеличится до 1000 часов. АЛ-31Ф-М1 будет производиться под названием АЛ-31Ф "серия 42" и устанавливаться на модернизированные Су-27СМ и тактические бомбардировщики Су-34.

В скором времени также пройдет испытания АЛ-31Ф-М2 с тягой в 14,5 тонн: агрегат получит новую камеру сгорания и систему контроля сопел. АЛ-31Ф-М3 с тягой в 15 тонн находится еще на стадии разработки. В этом двигателе будут применены и некоторые элементы технического предложения "Салюта" для ПАК ФА, в том числе трехступенчатый компрессор низкого давления и шестиступенчатый компрессор высокого давления.

Обсуждение
Комментариев: 24
Правила
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
p
plumbum11
13 мая 2010, 14:11
Хотелось бы услышать мнение специалиста на данный опус. Есть кто-нибудь, кто связан с авиапромышленностью?
D
Damaks
13 мая 2010, 15:57
Damaks ™ К сожалению, кто связан с авиапромышленностью придерживаются диаметрально противоположных мнений. Незнающему человеку обе версии покажутся доказанными и правильными. Нам приходится считать, что это немного такая тайна. Так обычным людям хоть что-то понятно. Скорее всего на самом деле что-то среднее. Статья интересная. Я с первого полёта как-то не следил, мне было очень интересно читать детали.
B
Bobrov
13 мая 2010, 14:27
Есть движок уже, есть. При чем не один. В конкурсе сейчас аж 3 штуки соревнуются.
S
SergioEG
13 мая 2010, 14:35
Судя по обзорам сейчас тестируют двигателя... ЗЫ: про ф22 с вики Иногда об F-22 говорят, что он �на вес золота�[19], что буквально соответствовало финансовым рынкам на февраль 2006 года — стоимость 19,7 тонн чистого золота (вес пустого F-22A) в этот период составляла те же 350 млн долларов. Эксплуатация F-22 также обходится очень дорого, что во многом связано с уязвимостью радиопоглощающего покрытия, дефекты на котором может вызвать даже обыкновенный дождь[23]. Газета The Washington Post со ссылкой на неназванных американских военных сообщает, что себестоимость лётного часа F-22 составляет 44 000 долларов[23]. Тем не менее, трудоёмкость обслуживания у F-22 не является чрезмерно высокой — 30 человеко-часов на 1 час полёта[23]. Для сравнения, у истребителя третьего поколения F-4 �Фантом� II этот показатель составлял 35 чел.-ч, а у F-104 �Старфайтер�, считавшегося сложным в обслуживании — 50 чел.-ч.
s
suede
13 мая 2010, 14:45
вот это говорили По словам управляющего директора НПО �Сатурн� Ильи Фёдорова, на прототипе ПАК ФА установлен �новейший двигатель, а не усовершенствованный аналог силовой установки для Су-35С, как писали некоторые СМИ и говорили некоторые "специалисты". Он отвечает всем требованиям, которые были предъявлены нам компанией „Сухой“.�
s
suede
13 мая 2010, 14:50
хранцузы так это ж французы, они ведь и свой "рафаль" считают самолётом 5-го поколения :) А он явно к таким не отноится. Вероятно и ф35 тоже не будет считаться самолётом 5-го поколения. Характеристики у него слабоватые и до нашего ему далеко.
a
andrei2911
13 мая 2010, 15:13
Я тоже не понял, а это о чем: 29 января 2010 года, Рыбинск. – Сегодня в Комсомольске-на-Амуре состоялся первый полет самолета пятого поколения – перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА) – с двигателями, разработанными ОАО �НПО �Сатурн�.
C
COKPAT
13 мая 2010, 19:07
Малоприятно Малоприятно, но, боюсь, что правда. Похоже на то, что не хватает ни материалов (а чем занимаются Чубайс и Роснано - большая тайна, чем самое большие секреты СредМаша в 1953), ни знаний - ни своих, и, видимо, от разведки толку ноль). А главное - абсолютное отсутствие политической воли, так как если бы хотели на самом верху - всё бы уже было бы приведено в соответствие со стоящими задачами. ;)
w
wpyc
13 мая 2010, 19:39
Есть кто-нибудь, кто связан с авиапромышленностью? Есть, весь салют сейчас этим движком занимается, жаль что нельзя всего рассказать, но повода для паники нет.
C
COKPAT
13 мая 2010, 20:12
:) Надеюсь, ты прав. ;)
i
ivanov.dura
13 мая 2010, 22:09
у завода двигателей, что у ст. метро Савеловская отобрали профилакторий, больницу. оставили только санчасть. зарплаты средненькие. кадров своих почти нет. приглашаются типа гастарбайтеры, инженеры с украины. если ошибаюсь, буду только рад этой ошибке.
а
ал
13 мая 2010, 20:25
двигатель будет к 2020 году когда он окончательно устареет,,, справка самолёт который мы разрабатываем напоминает раптор 22 из сша который встал на крыло в 1990 г
S
Stalker_yar
13 мая 2010, 20:32
Больной? 1. К 2020 не устареет даже старый добрый АЛ-31Ф. Хотя бы потому, что большая часть летающих истребителей в мире все еще будет уступать СУ-27С по большинству ЛТХ. 2. Ф-22 встал на крыло в 1999-м. В 1990-м был первый полет прототипа, потом 9 лет доводка. 3. Реальные ЛТХ Т-50 никто не знает, ибо комплекса еще нет. Приведены технические требования к Т-50, главное из которых - быть не хуже Ф-22.
P
Propogator
16 мая 2010, 11:32
И F-22, и ПАК-ФА - это скорее оружие геополитического устрашения: Золотая Дубинка в шкафчике. А не "рабочая лошадка" ВВС. Для 99% реальных целей еще долго хватит возможностей "Мигов-29" "Сушек-30", F-15/16/18 и прочих "Торнадо". Проламывать глубоко-эшелонированую ПВО противника (для чего собственно и предназначены малозаметные истребители) экономически невыгодно. Никто сейчас не ведет взаимно-кровопролитных войн. Гораздо проще задавить неугодную страну санкциями и потом закидать ее крылатыми ракетами. А уж после в небе появляются пилотируемые аппараты для окончательного "точечного" разгрома. И здесь дорогущие в эксплуатации самолеты 5-го поколения по ударной мощи не сильно превосходят старичков, а по стоимости эксплуатации им здорово уступают. Поэтому, полагаю мы никогда не увидим тех же F-22 в реальном воздушном бою.
S
Stalker_yar
13 мая 2010, 20:28
Вы посмотрите, откуда статья. Журнал "Авиация и космос". Специализированный технический. В таких идеологическую лабуду не печатают: не тот контингент, что у The Economist. Так что статья вполне разумная. Другое дело, что она не совсем верная. Ибо 117-й разрабатывался для поколения 4 , а не для 5-го. И установка его на Т-50 - вариант промежуточный, для испытаний. Возможно также (при задержке с разработкой) временное серийное производство с проемжуточными двигателями. Так бывало часто - например, с Ил-2. Потом будет намного проще заменить двигатель, и характеристики самолета выйдут на заданный уровень. Боюсь, я немного путано написал. Попробую иначе: 1. Есть самолет, есть двигатель. Их создают одновременно и параллельно. Для двигателя определяют технические требования (основные параметры), под эти параметры рисуют самолет. 2. Самолет создать сложно, это большой комплекс разных систем. Нужно много испытывать. Для испытаний можно использовать не "родной" двигатель, а подобный (менее мощный, менее экономичный и т.п.). Самолет может летать и воевать, хотя не так быстро, далеко или высоко. 3. Сейчас прототип Т-50 испытывают с 117-м (разработан под СУ-35). Служить он будет с другим, который сейчас разрабатывают. Временно выпускать можно сс 117-м.
m
maxo
13 мая 2010, 21:50
to малоприятно боюсь что еще и рук не хватает - квалифицированных рабочих - по пальцам. Тесть с ракетами как-то связан - говорить что еще немного и нокого не останется...
v
vtnsk
6 июня 2010, 05:30
Re: Малоприятно... А собственным мозгом пробовать не пытались? Или живете по заветам тестя? Будут заказы на сложную технику, будут и деньги на нее. Будут деньги, будут и соответствующие зарплаты в работников. Будут зарплаты, подтянутся и квалифицированные специалисты... И все это называется "экономическим развитием производства". Вот только это не происходит все сразу по мановению "волшебной палочки", так как не в "сказках" живем. А выражение "малоприятно" более подходит под высер "компетентного специалиста", которому хоть в глаза ссы, все божьей росой считать будет. Лишь бы "пукнуть" в тему упадка российских технологий...
G
Gekson
13 мая 2010, 22:30
16 тон,вот это тяга.....бедные лётчики... С такой тягой,при стремительном ускорении на форсаже,наверно кишки к позвоночнику прилипают,щёки оттягиваются назад и кажется что пилот улыбается :-)
A
AClapton
14 мая 2010, 14:54
..."двигатель будет к 2020 году когда он окончательно устареет,,, справка самолёт который мы разрабатываем напоминает раптор 22 из сша который встал на крыло в 1990 г"... Откуда такой пессимизм? Наверное оттуда же, откуда полуправдивая Ваша справка. В 1990 г. встал на крыло не Раптор, а его прототипы. Прототипы нашего ПАК ФА - Су-47 и МиГ 1.44 "встали на крыло" в 1997 и 2000 г.г., соответственно. Отставание есть, но оно не столь существенно, как Вы пытаетесь показать. Кстати, самолёт пятого поколения в СССР начали разрабатывать в 1979 г., а в США на 4 года позже. В 1988 г. наши проекты были заморожены (привет Горбачеву). Если бы не бардак конца 80-ых и 90-ых, скорее всего, американцев мы бы опередили и ... совершили бы ту же глупость, что и они. Самолёты пятого поколения до недавнего времени никому были не нужны - глобальной войны не предвидится (таких дураков нет), для локальных конфликтов вполне годилась более простая и дешевая техника (из пушки по воробьям не стреляют). Сотни миллиардов долларов были перекачены из американского бюджета в американский ВПК. Ему (ВПК) хорошо, а вот американской экономике - хреново. В отсутствии реального оппонента они продолжили гонку вооружений и проиграли (кризис). Практический интерес на рынке вооружений к самолётам пятого поколения начал проявляться только сейчас - вот мы и оживились. Американцы потратили на свой ПАК ФА миллиарды, мы, похоже, миллиарды на своём заработаем. Наш самолет много дешевле и проще в обслуживании. Покупатели будут выстраиваться в очередь. А собственное перевооружение на деньги зарубежного дяди много практичнее, чем за деньги своих налогоплательщиков... Кроме того, надеюсь, учтены неизбежные технические просчеты американцев (они, все же, первые)...
a
antipatr
12 июля 2010, 20:47
Оптимисту Ну да. По вашей логике мы в гонке не участвовали и поэтому у нас кризиса нету. Да и вообще, не было ни у кого интереса, вот и не делали. А захотим, мы и шестое поколение... Мы вообще самые умные - самолета нет, а он у нас уже "много дешевле и проще в обслуживании". Глупые американцы деньги тратят, что то разрабатывают, а наш ПАК и без мотора полетит, причем на американские деньги! Вы наверное, верующий человек. Сами то в свои сказки верите?
x
xxx90
14 мая 2010, 18:59
Не согласен Двигатель вроде уже есть, хотя и первый полет Т-50 совершал с модифицированным старым, хотя кто-то из Сатурна говорил что с совершенно новым, вобщем запутано все.
a
antipatr
12 июля 2010, 21:00
Тише, кругом шпиёны! Вот и wpyc не может всего рассказать из за секретности. Всегда полезно напустить туману, если безбожно отстаешь а денъги разворовываются. Под барабанный бой 1 и 2 каналов ТВ за 20 лет не сделано НИЧЕГО.
a
antipatr
12 июля 2010, 21:06
Тайны мадридского двора Ситуация комична до абсурда - представьте себе АвтоВАЗ, в обстановке строжайшей секретности разрабатывающий двигатель для своего очередного "шедевра". А то не дай бог, BMW или еще какой супостат сворует!
a
antipatr
12 июля 2010, 21:36
AClapton'у Ну конечно, нет ни истребителя, ни мотора - а он у нас уже "много дешевле и проще в обслуживании". Все, что делается в России, неконкурентоспособно по цене из за крайне низкой производительности труда, больших расстояний (субпоставки), засилья монополий, неэффективности, взяток, откатов и банальных хищений. Если где то наш товар дешевле - 100% демпинг, то есть за него расплачивается кто то другой, например наши дети и пенсионеры. Все ссылки на "чудеса ВПК" - миф. В Ижевске, например, автоматы АКМ 74 делают практически вручную, станки древние, зарплаты низкие, работяги уходят. Производительность труда в 10 (ДЕСЯТЬ) раз ниже, чем на аналогичных предприятиях за рубежом. Качество автоматов постепенно падает (профессионалы не дадут соврать - лучшие образцы делали в 70-х годах). В итоге болгарские автоматы лучше качеством и ниже ценой. Вообще, количество рекламаций растет как снежный ком. После этого можно блеять о глупости американцев и секретить моторы, которых НЕТ И НЕ БУДЕТ!
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Рекомендуем