Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Празднование Дня освобождение омрачено политической борьбой

Исламисты в восточном городе Мисрате критикуют своих светских соперников в Триполи, в то время как толпы людей стекаются посмотреть на труп Каддафи.

© REUTERS / Philippe DesmazesЛивийцы празднуют смерть Каддафи
Ливийцы празднуют смерть Каддафи
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Новой стране грозят новые опасности. В начале восстания на востоке города и поселки региона пестрели плакатами, на которых провозглашалось: «Никакой иностранной интервенции – ливийцы могут сделать это сами». Но победа повстанцев стала возможной только благодаря вмешательству НАТО, а давешние официальные празднования проходили не в столице, а в восточном городе Бенгази, и это решение вызвало всевозможные обвинения и упреки как в Триполи, так и на Западе.

Мисрата - Спустя девять месяцев и одну неделю после жестокого подавления демонстрации, которое стало причиной беспощадной гражданской войны, самой жестокой, агрессивной и сеющей распри главы в истории арабской весны, Ливия накануне провозгласила «День освобождения».

Победы и завоевания революции, некоторые из них – воображаемые, привели к неоднократным вспышкам праздничных действий, во время которых было много стрельбы в воздух – больно уж люди жаждали вырваться из смирительной рубашки 42-летней диктатуры. Неудивительно, что вчерашняя церемония была более масштабной, чем раньше, чувствовалось облегчение от того, что опасность старого режима наконец устранена с гибелью Муамара Каддафи.

Подробности: Ливия празднует освобождение после смерти Каддафи

Но новой стране грозят новые опасности. В начале восстания на востоке города и поселки региона пестрели плакатами, на которых провозглашалось: «Никакой иностранной интервенции – ливийцы могут сделать это сами». Но победа повстанцев стала возможной только благодаря вмешательству НАТО, а давешние официальные празднования проходили не в столице, а в восточном городе Бенгази, и это решение вызвало всевозможные обвинения и упреки как в Триполи, так и на Западе.

Недовольство относительно места проведения мероприятий было связано не только с региональным соперничеством, но и с ожесточенной борьбой, которая имеет место быть, и которая сейчас ведется вокруг определения будущей политической и религиозной структуры Ливии. Исламистская фракция на востоке бросает вызов своим оппонентам в Триполи и на западе страны. Она считает их всех слишком светскими, слишком материалистичными и во многом запятнанными сотрудничеством с режимом Каддафи.

Между тем в Мисрате, городе, который противостоял кровавой атаке сил режима и выдержал ее, лежит тело Муамара Каддафи. В сопротивлении себе он объединил очень разрозненные группы; теперь, когда он мертв, он является источником расхождений, а то и раскола.

Обеспокоенное растущим осуждением со стороны ООН, правозащитных групп и таких стран как Россия того, что выглядело как линчевание и казнь Каддафи и его сына Мутассима, и призывами к расследованию происшедшего со стороны США и Великобритании, новое правительство высказалось в пользу прозрачности в стремлении добраться до истины и узнать, что же именно произошло, когда умер Каддафи.

Подробности: Правозащитники призывают расследовать смерть Каддафи

Правительство также заявило, что публичная демонстрация трупов тысячам посетителей, включая семьи с детьми, привела к неблагоприятной реакции за границей, и должна прекратиться. Вчера медицинские источники раскрыли, что вскрытие, тайно проведенное в субботу, показало, что Каддафи умер от выстрела в голову и в живот с близкого расстояния. Это противоречит заявлению Национального переходного совета (НПС) в лице его действующего премьер-министра Махмуда Джабриля (Mahmoud Jibril) о том, что Каддафи был убит в ходе перестрелки между силами повстанцев и лояльными полковнику частями, пытавшимися якобы его отбить. Г-н Джабриль, который объявил о своей отставке, заявил, что он сожалеет, что Каддафи был убит, а не арестован. Это само по себе привело к раздражению и озлобленности среди некоторых боевых командиров.

Подробности: Как погиб Каддафи: версия временного премьер-министра

Ибрагим аш-Шаркази (Ibrahim al-Sharkasy), глава военного комитета безопасности, заявил: «И Каддафи, и Мутассим были убиты в бою, так почему же некоторые наши лидеры говорят, что они так обеспокоены? Мы концентрируем усилия на будущем, на том, как такие места как Мисрата, о которых не заботились и на которые не обращали внимания на государственном уровне, могут быть представлены в будущем».

Все более резкие и ожесточенные расхождения особенно взрывоопасны благодаря вооруженным до зубов боевикам ополчения, появившегося во время конфликта в стране, наводненной оружием. Оружейные склады, оставленные зачастую нетронутыми отступавшим под натиском старым режимом, были опустошены полностью. Некоторое оружие даже контрабандой попало к группировкам за границей, но большая часть – в Ливии, причем в частных руках.

Вчерашняя толпа, пришедшая посмотреть на тела убитых отца и сына Каддафи в Мисрате, была крупнейшей с того момента, как они были выставлены на обозрение. Некоторые из пришедших были из соседних городов Зинтан и Эз-Завия, и они позже присоединились к празднованиям освобождения в Триполи.

Касим бен Шавалхи (Kassim Bin Shawalhi) привел свою жену и двух сыновей в возрасте 14 и 12 лет посмотреть на тело Каддафи. «Каддафи влиял на все наши жизни, он был злом. Все это будет похоронено с ним, где-то далеко в пустыне, - заявил г-н Шавалхи. - Я не знаю, какое будущее будет у моих сыновей. Но главное, что они смогут сами выбирать его».

Опубликована последняя воля Каддафи

Муамар Каддафи хотел, чтобы его похоронили в Сирте, необмытым и в той одежде, в которой он умрет, согласно его завещанию. Документ, опубликованный накануне на его вебсайте Seven Days News – под фотографией его тела, лежащего на всеобщем обозрении на окровавленном ковре – был передан трем родственникам.

«Пусть свободные люди мира узнают, что мы могли бы торговаться и продать наше дело в обмен на личную безопасность и стабильную жизнь, - гласит документ, со свойственным ему духом демонстративного неповиновения. - Мы получали много предложений в этом отношении, но мы выбрали вариант находиться в авангарде противостояния, как знак долга и чести».