Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Проблемы в Ливии только начинаются

© REUTERS / Esam Al-Fetori Глава Переходного национального совета (ПНС) Ливии Мустафа Абдель Джалиль
Глава Переходного национального совета (ПНС) Ливии Мустафа Абдель Джалиль
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Ливийский Переходный национальный совет представляет собой неоднородное и хрупкое образование, которое не способно в одиночку определить будущее страны. По степени взрывоопасности сейчас ситуация в Ливии напоминает обстановку в Сомали в 1990-х годах. К тому же свержение режима Каддафи - заслуга НАТО, а не ливийских повстанцев.

Джамахирия осталась в прошлом. Ливийский народ освободился от диктатуры, которую навязал ему в 1969 году Муаммар Каддафи. Мы от всей души приветствуем это, так как нет ничего прекраснее стремления народов к свободе и демократии.


Тем не менее, эйфория от победы не должна затмить истинное положение вещей: идущая уже полгода война оставила глубокий след в стране и обострила внутренние противоречия, тогда как потеря контроля Триполи над территорией Ливии и разграбление его арсеналов способствовали усилению угроз (сепаратизм, терроризм, преступность), которые могут привести к дестабилизации не только страны, но и всего региона. 

Прежде всего нужно вспомнить о некоторых обстоятельствах, которые затуманивают взгляд политиков и СМИ из поддержавших мятежников государств: этим летом произошло радикальное изменение баланса сил, эта победа - достижение не ливийского народа, а возглавляемых НАТО западных держав, тогда как Переходный национальный совет представляет собой неоднородное и хрупкое образование, которое, по всей видимости, не способно в одиночку определить будущее страны.

Так, хотя на протяжение пяти месяцев борьба против режима Каддафи по сути стояла на месте, летом произошло кардинальное изменение в ситуации, которое ускорило развитие событий.

Первым значимым достижением дипломатического наступления в поддержку ПНС стало признание Турцией ливийских повстанцев 4 июля, за которым последовал аналогичный шаг со стороны еще трех десятков собравшихся в Стамбуле на заседание контактной группы государств. Параллельно с этим произошли изменения и в позиции России.

Тем не менее, решающим событием стало убийство генерала Абделя Фатаха Юнеса 28 июля. Бывший министр внутренних дел в правительстве Каддафи по-видимому был устранен наиболее радикальным крылом вооруженных сил ПНС, которые обвиняли его в недостаточной эффективности операций. Переходный национальный совет в результате оказался на пороге развала, так как племя обейди (к нему принадлежал генерал) потребовало компенсации. Спасти положение удалось исключительно благодаря сильнейшему давлению иностранных спонсоров ПНС. Западные государства и страны Персидского залива потребовали ухода временного «правительства» (8 августа) и взяли на себя руководство операциями, что ускорило развязку конфликта. Таким образом, свержение режима является заслугой НАТО, а не ливийских повстанцев.

С самого начала восстания против полковника Каддафи, несмотря значительную помощь Запада, мятежники продемонстрировали крайнюю неэффективность в боевых действиях, притом что и сама ливийская армия не когда не славилась выдающимися качествами. 

Их вооруженные силы, которые по большей части состоят из плохо обученных гражданских ополченцев, неопытных волонтеров и бывших ливийских военных, не смогли показать ни тактического мастерства, ни слаженности. Наиболее боеспособные отряды составили члены «Исламской боевой группы» (местная ветвь «Аль-Каиды»), которые прошли подготовку в лагерях в Афганистане, а также сражались с войсками Каддафи и американцами в Ираке. Однако без поддержки Запада повстанцев давно бы уничтожили.

Так, ошибочно полагать, что они могли бы самостоятельно свергнуть режим в Триполи всего за три недели после убийства их главнокомандующего. Такого результата можно было достичь лишь с помощью активизации натовских разведывательных операций и авиаударов, а также транспортной поддержки и непосредственных действий спецотрядов западных государств и стран Персидского залива.

С самого начала военно-воздушных операций по распоряжению президента Обамы в Ливии высадились группы агентов ЦРУ, которые должны были поддержать повстанцев и направить их действия. Далее по просьбе Вашингтона Великобритания отправила к мятежникам свои спецподразделения, чтобы поддержать усилия американцев.

Франция также направила в ПНС нескольких офицеров связи и сотрудников Главного управления внешней безопасности (DGSE) для обучения и помощи мятежникам. Чтобы не оставаться в стороне, Италия, Египет, Катар и ОАЭ тоже отправили к повстанцам своих военных советников.

Кроме того, эти люди из отрядов особого назначения, секретных служб или частных военных компаний готовили живущих за границей ливийцев к проникновению в театр боевых действий через Египет, Тунис или побережье Триполитании. С начала августа они руководили операциями и участвовали в боях. Без этого участия сил коалиции противников Каддафи, ПНС никогда бы не смог добиться победы.

Необходимо также отметить, что ливийцы из западной части страны не принимали участия в боевых действиях. Местные племена ничего не сделали, чтобы защитить Каддафи (об этом свидетельствует уход из политики в конце 1980-х годов второго человека режима и лидера крупного племени Абдель-Салама Джалуда), однако они и не выступили на стороне повстанцев, которые в своем большинстве являются уроженцами востока или вообще иностранцами. Получается, что восстание, как и сам ПНС, не представляет весь ливийский народ.

ПНС - это всего лишь коалиция разнородных элементов с непохожими интересами, единственный общий пункт которых - это упорное неприятие режима Триполи. Настоящие демократы находятся в меньшинстве и вынуждены мириться с бывшими приближенными полковника Каддафи, сторонниками восстановления в стране монархии и связанными с «Аль-Каидой» исламистами.    

Более того Переходный национальный совет не представляет весь ливийский народ (западные племена в нем практически отсутствуют) и остается под контролем людей из Киренаики. К тому же он недостаточно прозрачен, так как объявлены были имена только 13 из 31 его члена.

Кроме того, статья №1 Переходной национальной хартии (аналог проекта конституции) гласит: «Ливия является независимым, суверенным, единым и неделимым государством. Это демократическое и децентрализованное государство, источником власти в котором является его народ. Его религия - ислам, а источником законов служат принципы исламского шариата».

Таким образом, ПНС неоднороден, не представляет всю страну, большинство его членов неизвестны, а исламистская ориентация практически не скрывается. Несмотря на все усилия демократов, он не дает никаких гарантий на будущее, так как другие течения пытаются переориентировать совет в сторону своих интересов.

У ПНС нет средств, чтобы удержать под контролем дестабилизированную полугодовым конфликтом страну, свободное перемещение оружия и обострение внутренних противоречий. Все заставляет думать о том, что в  будущем мы увидим немало попыток свести счеты (личные, племенные, региональные), что повлечет за собой аналогичный ответ, так Ливия в значительной степени построена на клановой системе. Разногласия в ПНС будут усиливаться как по ситуационным причинам (его больше не будет объединять борьба с общим врагом), так и из-за борьбы за власть. Подобная взрывоопасная ситуация напоминает обстановку в Сомали в 1990-х годах.

Две главных опасности для страны заключаются в разделении ее на запад и восток и формировании в Киренаике крупного очага терроризма под давлением «Исламской боевой группы», которая укрепила свои позиции после недавних событий и всегда поддерживала контакт с «Аль-Каидой». То, что у исламистов не получилось в Алжире, они могут попытаться сделать в Ливии. Все это может обернуться катастрофическими последствиями для всего региона.

К тому же, разграбив ливийские арсеналы, «Аль-Каида в исламском Магрибе» заполучила противовоздушные ракеты, а значит, угроза с ее стороны для стран региона ощутимо выросла.