Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
День, когда началась новая жестокая эпоха. Покушение на словацкого премьера как послание предвоенной Европе

Advance: покушение на Фицо стало началом новой жестокой эпохи в Европе

© AP Photo / Petr David JosekПремьер-министр Словакии Роберт Фицо
Премьер-министр Словакии Роберт Фицо - ИноСМИ, 1920, 16.05.2024
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Юрай Цинтула, возможно, выстрелил в премьера Словакии Фицо по собственному желанию, но прежде его хорошенько обработала пропаганда, которая выставляла политика величайшей угрозой для ЕС, пишет Advance. Его поступок — это послание всей Европе: свобода слова и мысли — в прошлом. За это теперь лишают жизни.
Словацкий премьер Роберт Фицо сегодня получил несколько пулевых ранений и во время написания этой статьи борется за жизнь. Согласно сообщениям СМИ, в него стрелял 71-летний писатель и либеральный активист по имени Юрай Цинтула. Расследование продолжается, но уже появились фотографии арестованного Цинтулы, который утверждает, что стрелял в премьера из-за "несогласия с политикой правительства".
По данным местных СМИ, Цинтула был членом литературного общества, а особенно интересная деталь стала известна благодаря сайту petition.com. Выяснилось, что задержанный за покушение на премьера в 2016 году намеревался организовать движение под названием, в котором с сегодняшней точки зрения сквозит ирония — "Нет насилию".
В описании движения говорится: "Наша задача — собрать десять тысяч подписей тех, кто против насилия любого рода, начиная с военного и заканчивая психическим или физическим насилием в семье над женщинами, детьми, стариками, мужчинами, животными, против насилия на улицах городов. Насилие на международной арене, в Европе, где усиливается милитаризация, экстремизм, неонацизм и анархия".
Похоже, в итоге писатель Цинтула превратился в то, против чего боролся. Он не первый, но своими шокирующими действиями он сегодня зашел очень далеко. Крайне плохо, если Цинтула, по крайней мере в определенных кругах, превратится в национального героя, потому что произвел, по последней информации, пять выстрелов в премьера Роберта Фицо.
Вероятно, и сам Цинтула считает, что действовал "ради высшей цели", при условии, что он и его намерения являются именно тем, чем кажутся, то есть если он не наемный убийца, который подготовил не только пистолет, но и складную историю на случай ареста. Поскольку сейчас мы с относительной уверенностью все же можем рассуждать только о первой версии, то давайте исходить из нее.
Прежде всего, нужно вспомнить, кто такой этот расстрелянный Роберт Фицо, то есть кем он является как политический деятель. В Европе, которая балансирует на грани еще большей войны, чем та, которая сейчас бушует внутри границ Украины, Роберт Фицо с самого начала был одним из немногих политиков, кто выступал за мир. Конечно, в Европе, которая страдает расстройством сознания в духе Оруэлла, когда мир — это война и наоборот. Роберт Фицо в своей кампании выступал на прекращение отправки оружия Украине и на основании этой политической платформы победил на выборах и пришел к власти. По его стопам позже пошел и Петер Пеллегрини, который победил на президентских выборах и готовится к инаугурации ровно через месяц — 15 июня.
Кроме Роберта Фицо, вероятно, никто в Европе не "прочувствовал" выстрелы, полученные им", как новый словацкий президент Петер Пеллегрини, потому что он выступает за ту же политику. Он считает, что вооруженный конфликт на Украине нужно прекратить как можно скорее — раньше, чем он превратится в большую войну, которая подожжет всю Европу. По мнению Пеллегрини, остановить противоборство нужно, склонив обе стороны сесть за стол переговоров. Он, как и его наставник Фицо, утверждал, что мирные переговоры не начнутся, пока Украину снабжают бесконечным количеством оружия, поскольку это только затягивает бои.
Многие в Европе согласны с этой двоицей. Правда, большинство это рядовые граждане, а из представителей властных кругов их мнение разделяет, пожалуй, только венгерский премьер-министр Виктор Орбан.
Что скажет Юрай Цинтула о том, почему он сегодня попытался убить этого человека, мы, вероятно, вскоре узнаем. Не удивит, если он где-нибудь оставил некий манифест на случай, если при задержании что-то пойдет не так. Но, в общем-то, нет смысла ждать его версию произошедшего, так как на самом деле все уже и так хорошо известно.
Премьер-министр Словакии Роберт Фицо - ИноСМИ, 1920, 16.05.2024
Премьер-министр Словакии Роберт Фицо находится в критическом состоянии после покушенияПокушение на Роберта Фицо случилось незадолго до важнейших выборов в Европарламент. Ожидается, что победу на них одержат правые партии, сообщает Al Jazeera. Ранее в Словакии проходили протесты против левого премьера страны, а вчера дело дошло до страшного акта насилия. По мнению аналитиков, это лишь усугубит поляризацию общества.
Цинтула, что бы он ни думал о себе и о своем сегодняшнем поступке, на самом деле не оригинален и отличается от остальных только тем, что решился идти до конца. По-видимому, он глубоко убежден, что попытался устранить очень большую угрозу для Европы, хотя Словакия с ее пятью миллионами населения вряд ли является тем фактором, который будет определять судьбу Старого континента. Тем не менее Роберт Фицо в самом деле был опасен, но не в том смысле, какой ему приписывал Цинтула или какой ему вбили в голову другие". Фицо был опасен, поскольку показал, что Запад не монолитен в вопросе ведения войны "столько, сколько потребуется. Роберт Фицо подавал пример другим политическим течениям в других странах, которые могли прийти к идее о том, чтобы тоже занять такую позицию (будь то из пацифизма или из чистого политического оппортунизма). Достаточно просто изучить опросы: народы Европы не хотят войне и устали от конфликтов.
Сегодня с мирной повесткой очень легко победить на выборах, но вопрос, что будет после? Ведь Роберт Фицо придерживался своего мнения, но знал, должен был знать, что подобным мнением подвергает себя опасности. Такова предвоенная Европа, ведь нам уже известно, какова она в такие времена. В конце концов, ХХ век закончился не так давно.
Цинтула, возможно, стрелял по собственному желанию, но прежде его хорошенько обработала медиа- и военная пропаганда, которая выставляла Фицо одной из величайших угроз для существования Европы, особенно Европы либеральной, которая много значила для Цинтулы. Так много, что ради нее он готов убивать.
Забудем ненадолго о нападавшем и сосредоточимся на самом его поступке. Это послание предвоенной Европе. Послание о том, что время декларированных норм и ценностей закончилось. Свобода слова и свобода мысли — в прошлом. За такие вещи, если ты стоишь достаточно высоко, лишают жизни.
Это послание и всем остальным, кто хотел бы пойти по тому же пути, кто тем или иным образом отказался бы от максималистской идеи о том, что на Украине возможен только один исход — поражение России, как бы труднодостижимо это ни было. Правда, теперь мы вступаем в эпоху, когда подобный скепсис больше нельзя публично выражать. Конечно, это нисколько не удивляет. В конце концов, Европа подстраивается под своего противника. В России наказывают, если сказать что-нибудь плохое или хоть сколько-нибудь усомниться в успехе специальной военной операции. Вскоре Европа может догнать Россию в этом, да и ранее она уже продемонстрировала свою готовность к такому развитию событий, скажем, когда запрещались российские СМИ.
Что интересно, покушение на Роберта Фицо совершено именно в тот момент, когда российские войска уверенно занимают все большие территории на северо-востоке Украины под Харьковом. Возможно, это совпадение, а возможно, это и подтолкнуло Цинтулу к действию, поскольку вся проукраинская Европа испытывает жгучее ощущение — нужно действовать. Быть может, это почувствовал и он.
Жизнь Роберта Фицо в опасности. Неизвестно, доживет ли он до следующего утра. Если он не выживет, многие почувствуют облегчение, включая тех, то сегодня поспешил осудить это покушение. Например, глава НАТО Йенс Столтенберг написал: "Я шокирован вооруженным нападением на премьера Роберта Фицо. Я желаю ему сил и скорейшего выздоровления. Мои мысли с ним, его близкими и народом Словакии". Подобные слова опубликовали вчера и все лидеры западного мира. Вопрос только в их искренности. Ведь будь они искренны, кое-кто из них, вероятно, сказал бы, что надеется — может, какой-нибудь Цинтула живет и в Венгрии, ведь тогда Европа снова "объединилась" бы. Да, наконец воцарилось бы единомыслие под звуки военных барабанов, что, по-видимому, расценивается как идеальное состояние.
Однако власть и народ не одно и то же. Во властных кругах царит почти полное единодушие, как я уже писал, и расстрелянный Фицо с Орбаном — единственные двое диссидентов во всем Европейском Союзе. Но "на улице" ситуация совсем другая. В соседней Чешской Республике, где у власти стоит проукраинское правительство, проходят массовые демонстрации, которые требуют прекратить отправку оружия на Украину.
Да и сама Словакия глубоко расколота. Несомненно, Цинтула не единственный, кто позволил одурманить себя настолько, что не может отличить реальность от ее противоположности. Но многие словаки оказали поддержку премьеру именно потому, что он занял антивоенную позицию. Я напомню, что Фицо — выходец из левых кругов, социал-демократической партии. Это опровергает ложное мнение о том, что "только правые" выступают против войны на Украине. На самом деле именно поэтому он так сильно мешал.