Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Гонка вооружений

Современная война – это бизнес

© East News / AP Photo/Hatem MoussaАвиаудар Израиля по сектору Газа
Авиаудар Израиля по сектору Газа
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Газа - в огне, в Сирии, Ливии, Ираке не прекращаются перестрелки. Мир охвачен войной? Что может быть лучше! После нескольких лет убытков продавцы сверхсовременного оружия радуются тому, что количество конфликтов с каждым днем растет, и пьют за то, чтобы все прогнозы, сулящие удачные сделки, сбылись: рынок так называемых «умных бомб» к 2018 году увеличится вдвое.

Газа - в огне, в Сирии, Ливии, Ираке не прекращаются перестрелки.  Однако производители высокотехнологичных бомб счастливы: число заключенных контрактов выросло в несколько раз. Со странами Ближнего Востока – и не только.

Мир охвачен войной? Ура! После нескольких лет убытков продавцы сверхсовременного оружия радуются тому, что количество вооруженных конфликтов с каждым днем растет, и пьют за то, чтобы все прогнозы, сулящие удачные сделки, сбылись: рынок так называемых «умных бомб» (снабженных системой поражения и наведения) к 2018 году увеличится вдвое. Ракеты с лазерным наведением, бомбы с дистанционным управлением полета, гаубицы со встроенным GPS:  число заказов растет, какой бы высокой  цена ни была.  В 2013 году во всем мире на пополнение арсеналов высокотехнологичным оружием было потрачено 3,6 миллиарда долларов, но к 2018 году эта сумма вырастет до 5,3 миллиарда.

Угадайте, где заключаются самые выгодные контракты? Конечно, на Ближнем Востоке.  Газа охвачена огнем, фундаменталисты ИГИЛ (Исламского государства Ирака и Леванта) приближаются к Багдаду, Сирия превратилась в огромное поле битвы, в Триполи стреляют на улицах.  Именно поэтому эмиры спешат за покупками:  за последние два года военный бюджет региона вырос на 8,3%.  И если в прошлом году на новейшее вооружение было потрачено 350 миллионов долларов, то в 2018 году на них уйдет 712 миллионов.  От Абу-Даби до Аммана, от Эр-Рияда до Каира – все хотят оружие нового поколения.  Прогнозы, подготовленные Markets&Markets, техасской консалтинговой компанией, специализирующейся в данном секторе, – настоящая музыка для ушей западных производителей сверхсовременного оружия.

Автоматы Калашникова и гранаты, ежедневно взрывающиеся в Халебе и Мосуле, изготавливают практически на всех военных заводах России, Китая и бывших советских республик. Однако тем, кому нужна высокоточная техника и аппаратура, следует обратиться к американским или европейским компаниям. Только они занимаются производством реактивных снарядов дальнего действия, которые попадают в цель, находясь от нее в сотнях километров: в 2014 году они все еще считаются редким товаром, а сумма контрактов с Ближним Востоком достигает 23 миллионов долларов. Через пять лет, однако, она составит 208 миллионов.  Израиль, Иордания, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты исторически сотрудничают с Америкой, но Великобритания и Франция стараются от нее не отставать.

Некоторые компании, тем не менее, ведут себя слишком раскованно, предлагают свои услуги всем подряд и не прекращают поставок даже в случае введения эмбарго. Понятное дело, их техника не настолько современная, однако их каталоги так же изобилуют дистанционно управляемыми бомбами, самонаводящимися боеголовками высокой точности и ракетами «воздух-земля». Например, южноафриканская модель Denel, сербская Yugoimport и турецкая Rokestan обладают технологией «laissez-faire» (дистанционной работы),  которая, по словам американского аналитика Мэттью Хеджеса (Matthew Hedges), очень ценится в арабском мире.

Региональные производители, кажется, уже заранее готовятся к войнам, быть может потому, что предвидят вооруженные вмешательства в  зонах, в настоящий момент затронутых кризисом. Саудовская Аравия проводит модернизацию своих эскадр истребителей-бомбардировщиков Tornado (которые, к слову, продает Великобритания, хотя четверть из них произведена в Италии), закупая огромное количество боеголовок малого радиуса поражения Brimstone, авиационных крылатых ракет Storm Shadow, управляемых бомб с лазерным наведением Paveway. Эмиры из ОАЭ заказали 4900 комплектов JDAM, превращающих с помощью встроенного GPS свободнопадающие бомбы в боеприпасы корректируемого полета.  Иорданское Хашимитское Королевство приобрело у англичан несколько десятков высокоточных управляемых ракет APKWS (Advanced Precision Kill Weapon System), преобразующих обычные ракеты в системы лазерного наведения.

Треть всех новейших боеголовок приобретает Пентагон. В эпоху Обамы Соединенные Штаты выводят войска с поля битвы, однако продолжают уделять большое внимание обороне.  И для того, чтобы в случае чего провести интервенцию с воздуха при помощи истребительной авиации и дронов, им нужно запастись техникой, способной поражать небольшие цели с безопасного расстояния.  

Страны, входящие в НАТО, несмотря на сокращение расходов на оборону, готовы вкладывать средства в разработку «умного» оружия, которое поможет избежать нежелательных последствий и которое стало играть огромную роль в ведении «гуманных войн». Италия, например, начала производить высокоточные авиабомбы класса SDB (Small Diameter Bombs), содержащие меньшее количество взрывчатки и осколков. Правительство Канады уже выразило свое желание приобрести их за миллиард долларов. Подобное решение было принято после полемики об итогах канадских рейдов во время военной операции против режима Каддафи в Ливии.  Тогда использовались в основном неуправляемые бомбы (свободнопадающие), а многочисленные гуманитарные организации безрезультатно настаивали на необходимости изучения последствий взрывов этих устройств, которые часто поражали городские зоны. Никакого расследования не было, однако высшие военные круги признали, что нужно добиться более высокой точности наведения. Генерал Шарль Бушар (Charles Bouchard), командующий авиацией, принимавший участие в координировании ливийского наступления, два года назад заявил: «Решительные действия не должны вызывать опасений, даже если наши мишени располагаются позади школы, между детским садом и больницей. Мы должны быть в состоянии ударить по ним, сведя при этом к минимуму возможность побочных эффектов, вызванных перемещением воздуха или подрывным зарядом». Недавно генерал Бушар стал президентом канадского филиала американской компании Lockheed, то есть из заказчика бомб превратился в производителя.