Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

У Обамы правильная новая стратегия по России, но вопрос в том, сработает ли она

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Подобно тому, как Соединенные Штаты после Второй мировой войны решили противостоять Советскому Союзу с его глобальными амбициями, Обама сегодня сосредоточился на изоляции России, разрывая ее экономические и политические связи с внешним миром, ограничивая экспансионистские амбиции этой страны на ее ближайшей периферии, и по сути дела, превращая ее в отверженное государство.

В сегодняшнем номере New York Times Питер Бейкер (Peter Baker) дает отличный обзор изменений, внесенных в политику Обамы по отношению к России в связи с присоединением ею Крыма и продолжающимся кризисом на Украине. Без чрезмерных упрощений эту новую стратегию будет правильно назвать «сдерживание 2.0», ибо в ней есть немало характерных черт политики сдерживания, осуществлявшейся во времена холодной войны. Как пишет Бейкер:

Подобно тому, как Соединенные Штаты после Второй мировой войны решили противостоять Советскому Союзу с его глобальными амбициями, Обама сегодня сосредоточился на изоляции России президента Владимира Путина, разрывая ее экономические и политические связи с внешним миром, ограничивая экспансионистские амбиции этой страны на ее ближайшей периферии, и по сути дела, превращая ее в отверженное государство.

Фактически Обама приспосабливает к новой эпохе те подходы к Москве, которые впервые изложил дипломат Джордж Кеннан (George F. Kennan) в 1947 году, и которые преобладали в американской стратегии вплоть до распада Советского Союза. Приоритет администрации состоит в том, чтобы создать международный консенсус против России, включив в него даже Китай, который издавна поддерживает Москву в Организации Объединенных Наций.


Несомненно, что это правильная стратегия. Россия - может, и не Советский Союз, но это большая, сильная и имеющая важное стратегическое положение страна, которая (как мы сегодня обнаруживаем) при желании может принести много бед. Нет, Россия сегодня не обладает тысячами танков, сосредоточенных в районе Фульдского коридора, но как показывает стремительный и практически бескровный захват Крыма, у нее есть исключительно боеспособные силы специального назначения и разведывательные службы, сохраняющие внушительные возможности по введению противника в заблуждение и по созданию путаницы в его рядах. А у руководства России, несмотря на все его многочисленные недостатки, имеется вполне четкий и логичный подход к отношениям с внешним миром. Кроме того, никуда не делись и те тысячи ядерных боеголовок, которые Россия может запустить в считанные минуты.

Встреча Сергея Лаврова и Джона Керри в Женеве


Читайте также: Почему санкции будут стоить России дороже, чем Америке

Такому противнику просто невозможно эффективно противостоять бессистемными полумерами и политическими действиями, осуществляемыми по ситуации, ибо он исключительно подвижен, гибок и обладает большими возможностями. Только применением хорошо скоординированной политики Вашингтон сможет оказать результативное давление на Москву. Хотя это вызвало возмущение среди наиболее агрессивных элементов вашингтонского истэблишмента, администрация Обамы проявила благоразумие и не стала слишком сильно опережать своих европейских партнеров (которых Бейкер снисходительно называет «пугливыми»), потому что только у этих партнеров имеются с Россией достаточно сильные экономические связи, чтобы вызвать "изжогу" в Кремле. Российско-американские объемы торговли ничтожны, и их легко можно списать со счетов. А вот если возникнет угроза российско-германской торговле, Путин и иже с ним обязательно это заметят.

На самом деле, вопрос не в том, правильна стратегия сдерживания или нет, а в том, сработает ли она на практике. И здесь, как мне кажется, Бейкер не уделил достаточно внимания возможности неудачи и провала. В его статье есть лишь один абзац, где он упоминает «партнеров» за пределами Европы:

Приоритет администрации состоит в том, чтобы создать международный консенсус против России, включив в него даже Китай, который издавна поддерживает Москву в Организации Объединенных Наций.


Вообще-то Бейкер написал не подробный анализ новой политики Обамы, а лишь введение к нему. Однако определяющей проблемой новой стратегии сдерживания станет привлечение к антироссийской политике Китая, Индии, Бразилии и прочих усиливающихся держав. А Бейкер больше говорит о том, как трудно будет утихомирить различные лобби в структурах Госдепартамента и Министерства обороны. Но уговорить ястребов из Вашингтона поддержать новую политику Обамы будет намного легче, чем убедить правительства Бразилии, Индии, Китая и Вьетнама отказаться от своих дружественных и продуктивных отношений с Москвой. Черт возьми, люди Обамы даже Израиль не смогли убедить присоединиться к их последним антироссийским действиям.

В отличие от Советского Союза, Российская Федерация более или менее интегрирована в мировую экономику. Это далеко не тот мощный торговый локомотив, каким является Китай; и тем не менее, у Москвы есть весьма выгодные отношения с целым рядом стремительно растущих и обретающих все большую уверенность в себе стран в развивающемся мире. Чтобы по-настоящему «изолировать» Россию, эти страны необходимо подключить к новой стратегии Обамы. Удастся ли убедить их в необходимости «сдерживать» Москву вместе с США и с их европейскими союзниками? Возможно. Но гораздо более вероятно то, что они будут и дальше идти своим самостоятельным курсом.