Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Итоги 13-го саммита Шанхайской организации сотрудничества

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
ШОС увеличивает число своих членов и таким образом получает все больше влияния. Если первоначально в ее состав входили шесть стран, то теперь их число возросло до 14. Это свидетельствует об успешном развитии Шанхайской организации сотрудничества, а сама она начинает занимать все более значимое место в регионе и во всем мире.

Шанхайская организация сотрудничества начала создаваться в 1996 году как «Шанхайская пятерка» и официально оформилась в 2001 году после присоединения к ней Узбекистана. Ее постоянными членами являются Россия, Китай, Узбекистан, Киргизия, Казахстан и Таджикистан. Ряд других стран, таких как Иран, Индия, Пакистан, Монголия и Афганистан имеют статус наблюдателей, а Турция считается «партнером по диалогу». 12 – 13 сентября нынешнего года в Бишкеке состоялся XIII саммит ШОС, на котором присутствовали лидеры государств, являющихся постоянными членами этой организации или ее наблюдателями. В целях более подробного ознакомления с итогами этого саммита, а также определения роли ШОС в мире и ее связи с Исламской республикой Центр изучения Ирана и Евразии (IRAS) взял интервью у специалиста по проблемам Евразии Миркасема Мумени.

IRAS: Каковы основные итоги последнего саммита ШОС в Бишкеке?

Миркасем Мумени: На XIII саммите ШОС присутствовали представители всех постоянных членов и членов-наблюдателей этой организации, в том числе и президент Ирана Хасан Рухани. В ходе обсуждений основной акцент был сделан на внутреннее сотрудничество государств-членов, а также на координацию действий в решении региональных и международных вопросов. Была предпринята попытка достичь общего мнения, которое бы разделили все присутствовавшие лидеры стран. Между тем, проблемой ШОС является то, что при обсуждении региональных и международных вопросов ее члены не придерживаются подходящих позиций. Поэтому на саммите особым образом была подчеркнута необходимость сотрудничества и единства взглядов на разные вопросы, с чем и согласились все члены организации.

Кроме этого, одной из тем саммита, которой было уделено самое пристальное внимание, являлась проблема кризиса в Сирии. Члены организации убеждены в том, что фактическое вмешательство в дела этой страны неприемлемо, и основной задачей является организация переговоров и политическое урегулирование кризиса. Другим вопросом стало обсуждение помощи мирному процессу в Афганистане. Все члены убеждены в необходимости постоянно отслеживать развитие событий в этой стране и признали тот факт, что мир и стабильность там можно достичь только политическими средствами. В отношении ядерной проблемы Ирана было заявлено, что ее необходимо решать мирным путем и посредством переговоров, при этом важно оперировать имеющимися документами, а не угрожать и вводить санкции. Помимо этого была проведена дискуссия по ряду экономических вопросов и банковской деятельности. Члены организации также обсудили предстоящие переговоры Ирана с «европейской пятеркой». В связи с этим президент Ирана провел отдельные консультации с лидерами Китая и
России. Рухани особо подчеркнул, что иранская ядерная проблема должна быть решена при соблюдении интересов Исламской республики и отказе Запада от претензий на абсолютное господство. В целом, проведение саммита имело положительные итоги. Кроме Ирана, на нем присутствовали и другие члены-наблюдатели.

– Какую роль сейчас играет Шанхайская организация сотрудничества в балансе мирового господства и решении глобальных политических и экономических проблем?

– ШОС была создана только в 2001 году, поэтому она еще не успела накопить достаточно опыта. Все эти годы она занималась преимущественно решением региональных проблем и вопросов безопасности. Целью стран-учредителей этого регионального органа было принятие ряда мер, направленных на укрепление безопасности после распада Советского Союза, образования вакуума власти  и увеличения гегемонии Запада и Соединенных Штатов. Между тем, следует понимать, что хотя членами ШОС в основном ведется работа по организации мер безопасности для борьбы с терроризмом и любым видом насилия в целях сохранения стабильности в Центральной Азии и в целом в Евразии, в настоящее время эта организация расширяется, и в нее уже вошли новые страны, такие как Иран, Афганистан, Монголия, Пакистан и Индия. Свое сотрудничество с этой организацией расширяют также Шри-Ланка, Турция и Белоруссия. На самом деле ШОС увеличивает число своих членов и таким образом получает все больше влияния. Если первоначально в ее состав входили шесть стран, то теперь их число возросло до 14. Это свидетельствует об успешном развитии Шанхайской организации, а сама она начинает занимать все более значимое место в регионе и во всем мире. Не следует упускать из вида и то, что хотя ШОС пока и находится на начальном этапе своего развития и не может принимать важных решений, она играет весьма важную роль в международной политике.
Постоянными членами этой организации являются Россия и Китай, которые, помимо всего прочего, обладают правом вето в Совете Безопасности ООН, поэтому в будущем ШОС может внести существенную лепту в дело установления безопасности на региональном и глобальном уровнях.

– Можно ли при нынешних условиях считать Шанхайскую организацию одним из центров сопротивления американскому господству?

– Да. На мой взгляд, если ШОС окрепнет, то она может противостоять незаконным требованиям Европы и США в регионе и во всем мире. Кроме того, учитывая активность входящих в нее членов, в том числе и тех двух, которые обладают правом вето в СБ ООН, при условии реализации совместных политических действий, о которых было заявлено на XIII саммите, региональные страны смогут через эту организацию оказывать влияние и на сам Совет Безопасности. Таким образом, они получат возможность помешать европейским странам и США предпринимать какие-либо самостоятельные военные действия.

– Рассматривают ли сейчас главные тяжеловесы Шанхайской организации, то есть Россия и Китай, такие вопросы, как постоянное членство в ней Ирана и развитие его отношений с организацией и с Россией?

– Предоставление Ирану статуса постоянного члена организации может только укрепить ее. Принимая во внимание стратегическую и геополитическую ситуацию, а также роль Ирана в региональных процессах, членство Исламской республики имеет большое значение для России и Китая. Обе эти страны добиваются того, чтобы Иран на полных правах вошел в состав организации и тем самым укрепил ее. Для этого у Ирана есть серьезных потенциал, однако его противостояние с США и европейскими странами, политическое давление с их стороны с целью введения санкций на сегодняшний момент ослабляют связи Ирана с Шанхайской организацией. Я полагаю, члены ШОС, особенно Россия и Китай, выжидают, когда будет решена ядерная проблема Ирана и прекратится его противостояние с США и Евросоюзом. Только после этого Москва и Пекин согласятся рассмотреть возможность включения Ирана в состав постоянных членов организации. В действительности, Россия  и Китай не желают уделять внимание членству Ирана в этой организации лишь на начальном этапе ее деятельност
и. Дело в том, что постоянное членство Ирана в ШОС повлечет за собой ответственность ее других членов, а они не хотят на первичном этапе работы своей организации вступать в противоречие с Соединенными штатами. Я полагаю, что рано или поздно Иран все равно станет постоянным членом Шанхайской организации, однако для этого нужен удобный случай. Членство Исламской республики только укрепит организацию.

– Как вы расцениваете итоги встреч президента Ирана Хасана Роухани с лидерами стран-членов ШОС?

– Помимо встреч с президентом России и председателем КНР были проведены переговоры с лидерами Афганистана, Казахстана, Таджикистана и Киргизии. Все это свидетельствует о дипломатической активности Ирана на региональном и глобальном уровнях. Само присутствие на саммите нового иранского президента было одной из примечательных особенностей этого мероприятия. Все лидеры государств-членов ждали выступления Роухани, чтобы понять, какой будет новая внешняя политика Ирана, в частности, по таким вопросам, как сирийский кризис, ситуация в Афганистане и в целом на Ближнем Востоке. Это как нельзя лучше доказывает позитивность саммита и заметную роль в нем Ирана. Фактически, благодаря участию в последнем заседании ШОС иранская дипломатия получила весомое преимущество, которое, в свою очередь, будет иметь важное значение в региональных процессах и решениях, принимаемых этой организацией.

– Шанхайская организация сотрудничества выступила за скорейшее прекращение насилия в Сирии и начало переговоров враждующих сторон на основе Женевского соглашения. Какого мнения придерживается организация по вопросу сирийского кризиса? Как оно может повлиять на будущее этой страны?

– Лидеры стран-членов ШОС убеждены в необходимости решения кризиса мирными средствами путем принятия решений в рамках Совета Безопасности ООН. Россия, будучи активным участником Шанхайской организации, предложила проект мирных переговоров и разрядки напряженности в Сирии, который получил одобрение ООН и многих стран, в том числе и Соединенных Штатов. Это означает успех и для ШОС в целом, потому что у России членство в этой организации.

– Таджикистан возглавил Деловой Совет стран-членов ШОС. Принимая во внимание благоприятные отношения между Ираном и Таджикистаном и этническую близость народов этих стран, какую пользу это может принести Исламской республике?

– По-моему, если в период председательства Таджикистана в ШОС будут созданы благоприятные условия для получения Ираном статуса постоянного члена в организации, Исламская республика от этого только выиграет. В этот период Иран также может оказаться полезным для выработки общей региональной политики для решения афганской проблемы, борьбы с терроризмом и наркотраффиком, поддержания безопасности, а также сотрудничества с другими членами организации. Таким образом, председательство Таджикистана в ШОС является неоспоримым преимуществом для Ирана, который может и дальше развивать свои отношения с организацией и стать в свое время ее постоянным членом.

– В каких сферах Иран имеет лучшие шансы наиболее оптимально развивать свои отношения с Шанхайской организацией?

– Иран может играть самую активную роль в сфере безопасности, участвуя в борьбе с терроризмом, контрабандой наркотиков и любыми другими противоправными действиями. Также весьма актуально культурное сотрудничество государств-членов Шанхайской организации, которая сама по себе представляет объединение стран, имеющих общие интересы. Учитывая стратегическое положение и потенциал Ирана в регионе, он может принести преимущества организации, увеличив ее роль и расширив сферу деятельности. Иран, в свою очередь, участвуя в работе Шанхайской организации, может заявлять о своих программах и реализовывать их на международном уровне.