Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Парагвай поворачивает направо

© REUTERS / Mario ValdezОрасио Картес избран президентом Парагвая
Орасио Картес избран президентом Парагвая
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
После победы на президентских выборах в Республике Парагвай Орасио Картеса страна поворачивает направо. После пятилетнего перерыва к власти опять пришла Национальная Республиканская Ассоциация, более известная как партия «Колорадо». Члены партии «Колорадо» на протяжении ее существования ухитрились представлять все самые противоречивые политические направления.

После победы на президентских выборах в Республике Парагвай Орасио Картеса страна поворачивает направо. После пятилетнего перерыва к власти опять пришла Национальная Республиканская Ассоциация, более известная как партия «Колорадо».

Это уточнение существенно, так как члены партии «Колорадо» на протяжении ее существования ухитрились представлять все самые противоречивые политические направления.

Партия образовалась в основном на либеральной основе в 1887 году и стала наследницей политической прослойки, которая руководила страной с 1870 года после конца диктатуры Карлоса Антонио Лопеса и Франсиско Солано Лопеса и катастрофы в войне с Бразилией, Аргентиной и Уругваем. Выбирая название, основатели партии вдохновлялись примером Республиканской партии США Авраама Линкольна.

Потом партия стала ультранационалистической. После отстранения от власти в результате революции, совершенной их историческими врагами - либералами в 1904 году, партия стала испытывать ностальгию по режиму Лопесов с его государственным социализмом. Партия вернулась к власти в 1948 году и не знала, что выбрать: фашизм или модель государственного устройства Перона и Варгаса.

Между 1947 и 1962 годами она даже стала единственной партией режима. В 1954-1989 году она правила при диктатуре генерала Альфредо Стресснера, представлявшего собой воплощение традиционного латиноамериканского тирана, защитника бежавших от суда нацистов и в то же время друга Перона и Менема. Страна входила в антисоветский блок. В те времена были члены партии «Колорадо», которые выступали против Стресснера. Среди них была семья епископа Фернандо Луго. Среди противников режима был также генерал Андрес Родригес, который в 1989 году при подержке США сверг своего тестя Стресснера в результате «демократического» государственого переворота и положил конец диктаторскому анахронизму.

Партия «Колорадо» Хуана Карлоса Васмоси была разделена изнутри борьбой двух фракций: сторонников Рауля Кубаса Грау и приверженцев Луиса Анхеля Гонсалеса Макки. Во времена президентства Никанора Дуарте Фрутоса она даже стала поддерживать Чавеса. Потом, во время следующей избирательной кампании стали говорить об опасности влияния Чавеса. Наконец, партия была отстранена от власти, которую она удерживала в течение 68 лет, после избрания  в 2008 году президентом Парагвая Фернандо Луго, возглавившего коалицию либеральных и левых партий.

Партия «Колорадо» и либеральная партия — это две традиционные политические силы Парагвая. Принадлежность к «красным» или к «голубым» переходит от отца к сыну, как религия, что особенно проявляется во время избирательных кампаний. Отсюда происходит идеологическая неопределенность двух партий, так как членство в них понимается как в чистом  идентификационный фактор, который может быть наполнен любым конкретным содержанием. Идентификационная природа парагвайской политики может заставить недовольного «красного» проголосовать против своей партии, но он никогда не проголосует за либерала, и наоборот.

В этом смысле епископ Луго выиграл выборы, потому что у него было преимущество: он был либералом, но из семьи, принадлежавшей к партии «Колорадо». Он смог привлечь на свою сторону не только левых, но и недовольных из партии «Колорадо». Но в основном он победил благодаря поддержке либеральных партий. Трудно понять, надеялся ли сам Луго создать в Парагвае автономный блок радикальных левых партий, которые могли бы получить большинство на выборах, или либералы побоялись оказаться отстраненными от власти, если такой блок будет создан.

В любом случае разрыв между двумя союзниками, проявившийся в личном столкновении между Луго и либералом вице-президентом Франко, привел к последствиям, которые сегодня мы можем рассматривать как неизбежные: сначала - импичмент Луго, а потом возвращение к власти партии «Колорадо». Результаты последних выборов таковы: 96,26% бюллетеней показали, что Орасио Картес победил. На его стороне оказалось 45,8% избирателей против 36,94%, проголосовавших за либерала Эфраина Алегре, союзниками которого были левая фракция и сторонники погибшего генерала Лино Овьедо, бывшего лидера Национального союза этических граждан, отделившегося от партии «Колорадо». Марио Феррейро получил 5,88% голосов, а Анибаль Каррильо Ирамайн от Фронта Гуасу (Frente Guasú, от которого был выдвинут кандидатом в сенаторы Луго) — 3,32%.  Если сложить голоса, полученные тремя последними кандидатами, то получится 46,14%. Победоносный фронт 2008 года мог бы выиграть снова, хотя и не так убедительно. Разрыв в числе голосов большой, и Алегре признал закон
ность результатов.

Картес — это очередной финансовый магнат, пришедший к власти. Этот мультимиллионер владеет двумя десятками предприятий и популярным футбольным клубом. Он пришел в политику только в 2009 году. Итак, это тип «латиноамериканского Берлускони», чилийского  президента  Пинейры, панамского президента Мартинелли или аргентинского политического деятеля Макри. Возможно, он представляет собой вызов прототипу каудильо-прогрессиста в стиле Чавеса. Такие политики пришли к власти в результате так называемой «левой волны». Картес — известный персонаж. В прошлом внутри его партии его даже обвиняли в связях с наркотрафиком.

У либералов и партии «Колорадо» есть теперь общая цель: снова войти в Южноамериканский общий рынок (Mercosur) и Союз южноамериканских наций  (Unasur), из которых Парагвай был исключен после импичмента Луго. Бывший президент, сказать по правде, надеется вернуться к власти, но слабые результаты на выборах пока что исключают его из политической жизни.

После того как Unasur, предположительно, заставил Мадуро пересчитать голоса на выборах в Венесуэле и начать диалог с оппозицией в обмен на признание его победы, он должен бы  возобновить членство Парагвая.