Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Готовые блюда нарушают единство семьи?

Сегодня у родителей остается меньше времени на приготовление пищи из-за графика работы или внешкольных занятий детей.

© Фото : Fotolia, WavebreakmediaMicroСемейный обед
Семейный обед
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сегодня у нас меньше времени на приготовление еды из-за графика работы. Согласно результатам исследования, нехватка времени — не единственное объяснение изменений отношения семей к совместным трапезам. Отчасти ответственность за это лежит и на содержимом холодильника, где все чаще попадаются готовые блюда, и выбор еды быстро превращается в причину конфликтов между поколениями.

Atlantico: У родителей сегодня остается меньше времени на приготовление еды из-за графика работы или внешкольных занятий детей. Тем не менее, в Лос-Анджелесе вышло исследование, результаты которого говорят нам, что нехватка времени — это не единственное объяснение изменений отношения семей к совместным трапезам. Отчасти ответственность за это лежит и на содержимом холодильника. Так, например, там все чаще попадаются готовые блюда на одну-две порции, и выбор еды быстро превращается в причину конфликтов между поколениями. Нечто подобное наблюдается и во Франции? Существуют ли здесь и другие последствия?

Жан-Пьер Корбо: Не стоит сравнивать Лос-Анджелес с Францией, потому что речь идет о совершенно разных пищевых привычках и отношении к кулинарии. Французы (это касается всех без исключения общественных категорий) все еще ощущают желание готовить (по крайней мере, на праздники и по особым случаям), хотя на практике их действия нередко противоречат такому открыто выраженному желанию. Изменения в подходе к приготовлению пищи во Франции связаны с тем, что сейчас женщины уже не могут посвящать этому столько же времени, сколько их матери. «Славное тридцатилетие» принесло с собой распространение женской занятости в некоторых категориях общества, и скороварки позволили значительно ускорить процесс готовки, что было особенно важно посреди недели. В случае возникновения непредвиденных обстоятельств или задержек в транспорте, когда времени оставалось еще меньше, на помощь приходили консервированные продукты.

Гамбургер и картофель фри


Что касается более привилегированных слоев общества, после того как работу на дому перестала делать прислуга (Гренельские соглашения и резкое увеличение социальных платежей), появление замороженных готовых блюд «высокого качества» (линейка Findus Мишеля Герара) и блюд в вакуумной упаковке (Уильям Ссорен и Бокюз, линейка Loiseau, Fleury-Michon, Жоэль Робюшон и т.д.) позволили объединить вкус, социальные различия и отсутствие необходимости готовить. Крупные розничные сети «демократизировали» это предложение, тогда как Picard, Thiriet и другие производители начали массовый выпуск пиццы, рыбных и экзотических блюд, бургеров и даже лазаньи! Они были направлены на удовлетворения спроса всего населения страны.

Тем не менее, хотя французы в зависимости от своего происхождения и доходов так или иначе обеспечивают спрос на эту продукцию, она обычно используется как замена в случае напряженного рабочего графика (у нас больше готовят по выходным) и как составная часть обеда (приготовленное дома блюдо на первое и готовое — на второе или наоборот).

Кроме того, многие подобные блюда ориентированы на одиноких горожан, потребностям которых отвечает разделенная на индивидуальные порции упаковка. Она, кстати говоря, позволяет членам одной семьи есть как вместе, так и по отдельности. Ведь очень легко и просто разогреть в микроволновке блюдо для подростка, которому не нравится то, что приготовлено для остальной семьи.

Многообразие предложенной продукции и способов ее употребления указывают на то, что такие блюда вписались в желание французов готовить и не привели к исчезновению самого акта приготовления пищи (пусть посреди недели сейчас все же готовят меньше, чем десять лет тому назад). Кроме того, они не ведут к возникновению конфликтов между поколениями, потому что у людей есть выбор, а первостепенное внимание уделяется общению, а не общему и единому для всей семью блюду.

— С течением лет условия принятия пищи постепенно меняются. Это касается блюд, времени, когда семья садится за стол, расположения телевизора... Как эти перемены влияют на отношения в семье?

Еда как заменитель счастья: вся правда о пищевой зависимости


— Сейчас во французских семьях все больше набирает силу модель «свободных групп». Так, днем люди часто обедают в городе, тогда как вечером речь может идти о нескольких фазах принятия пищи, которые не означают обязательного сбора семейной группы в одном месте. Совместное питание и общение в семье возможны до (а также после!) главного блюда, которое так или иначе едят все, вместе или по отдельности. Таким образом, в доме наблюдается нечто вроде кочевого поведения: перед основным блюдам члены семьи собираются за овощными закусками, колбасными нарезками, оливками, кусочками сыра, солеными крекерами, орехами и т.д. Десерты же можно съесть вечером перед экраном телевизора или на улице, если стоит хорошая погода и у вас есть балкон или сад. Все могут заниматься своими делами и общаться друг с другом. Подобное поведение способствует употреблению различных закусок и напитков. Изменение отношения к сидению за одним столом усиливает чувство свободы, а более традиционные, «театрализованные» обеды и ужины обычно становятся уделом праздничного времени (пусть они и короче, чем несколько десятилетий назад), утверждают семейное единство.

— Вообще, в нынешние времена индивидуализма не является ли еда единственным способом собрать семью в одном месте, наладить общение?

— Мне кажется, что мы движемся от индивидуализма в сторону «эготики», то есть построению мира на основе эго. В такое перспективе готовка помогает самоутвердиться, привлечь к себе внимание. Это объясняет подъем кулинарии во Франции в качестве (неосознанной) стратегии для укрепления уверенности в себе и связей между людьми в городской среде (они стали хрупки из-за сильнейшего индивидуализма последних 20 лет). Среди этих символических связей мы видим стремление к семейному единству и преемственности, а также желание быть причастным к приготовлению пищи, которая должна быть здоровой и нести в себе связанную с нами историю.

Жан-Пьер Корбо (Jean-Pierre Corbeau), преподаватель социологии потребления и питания из Университета Тура.