Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Обращение – это весьма значительное изменение в жизни человека: речь идет о принятии высшего кодекса, который будет определять ваше восприятие жизненных целей, добра и зла, отношения с противоположным полом, социальное поведение… Это не может произойти лишь потому, что вы случайно наткнулись в интернете на какие-то слова или увидели какие-то изображения.

На тематических сайтах ислам повсеместно представляется как всеобщая религия без расовых или национальных границ. Тем не менее, за процессом обращения в новую веру стоят куда более сложные механизмы.

Atlantico: Некоторые среди молодых исламских радикалов, которых накрыла полиция в начале октября, выкладывали в интернет видео и фотографии, свидетельствующие об их переходе в мусульманскую веру. Не превратились ли новые технологии и в первую очередь интернет в главные пути обращения молодежи в ислам?
Франсуа-Бернар Юиг: В том, что представители поколения, которое привыкло к социальным сетям и выставлению себя на показ в интернете, выражают в сети гордость неофитов от обращения в веру, нет ничего удивительного. Если они даже, например, мешают это с рэпом, их цель в том, чтобы эти их перемены в жизни смогли привлечь к себе как можно большее внимания. Как бы то ни было, использование сети – это лишь следствие, а не причина.

- Существуют ли сайты, которые посвящены исключительно переходу в ислам? Вообще, сколько их в сравнении с теми, что посвящены обращению в христианскую или иудейскую веру?
- Существует немало сайтов с религиозными толкованиями и комментариями, например, shiasource.com/al-Mizam или masjidalislam.net.

Читайте также: Что стоит за «исламизмом» в России?

Обращение – это весьма значительное изменение в жизни человека: речь идет о принятии высшего кодекса, который будет определять ваше восприятие жизненных целей, добра и зла, отношения с противоположным полом, социальное поведение… Это не может произойти лишь потому, что вы случайно наткнулись в интернете на какие-то слова или увидели какие-то изображения.

Тем не менее, обращение может быть «заразным» (вспомните, что пропаганда изначально была религиозным понятием, которое означало методы распространения веры). Таким образом, это коллективное явление, которое предполагает интеграцию в новое сообщество. То есть, я бы сказал, что сайты ориентированы скорее не на обращение (убеждение в истинности той или иной религиозной доктрины), а интеграцию. Те, кто ощущают тягу к новой вере, могут встретиться там с другими братьями и утверждаются тем самым в своих убеждениях.

Посвященных исламу сайтов больше, потому что покинувшие родину люди, которые живут в среде, где ислам не является преобладающей верой, ощущают большую необходимость поддержать связь с сообществом верующих. Для этого, они, разумеется, используют интернет. Они заходят в социальные сети, различные форумы (например, ansar1.info и http://dinhaqq.info), порталы (как bab-ul-islam.net) и блоги (вроде defendersoftheland.blogspot.com), чтобы почерпнуть новых душевных сил в общении с братьями.



Также по теме: Разгневанные мусульмане исчезли, но проблемы остались

- «Ислам выше любых препятствий, границ, национальности, цвета кожи, условий жизни: в исламе богатый молится рядом с бедным, и они оба постятся в независимости от их достатка». Фразы подобного рода можно часто встретить на этих сайтах. Это характерная черта всех таких специализированных ресурсов? Как вообще обставлен маркетинг ислама в сети?
- Мне кажется, что подобные фразы можно обнаружить и на католическом сайте. Понятное дело, никто не будет писать на таком портале, что «ислам - это религия нетерпимости», и что «мы хотим силой обратить весь мир в нашу веру». Одна из чаще всего цитируемых сутр Корана говорит о том, что обращение в веру не может происходить по принуждению. Ислам продвигают как всеобщую религию без расовых и национальных границ. Это меня совершенно не удивляет. Это типичная риторика всех сайтов, которые направлены на привлечение новых верующих.

Чаще всего в интернете можно увидеть аргумент о том, что ислам – это третья и самая законченная религия Священного писания. Кроме того, выдвигается мысль о том, что более миллиарда людей не могут верить в нечто подобное, если в этом нет ни капли истины. Помимо идеологической основы самое привлекательное в исламе – это его общинная сторона. Об этом, в частности, говорил юный активист террористической ячейки из Канн Жереми Байи (Jérémy Bailly), который рассматривал себя как миссионера. Когда неофит обращается в веру, он вступает в сообщество с новыми ценностями, другим отношением к противоположному полу, новым режимом питания. Жизнь Джереми Байи перевернула смерть близкого человека, и он, безусловно, нашел в религии нечто вроде новой семьи. Большинство новообращенных утверждают, что сразу же испытывают чувство глубокого облегчения после перехода в веру. Они становятся частью системы запретов и обещаний, которая придает им уверенности. Их привлекает к себе простота и определенность лежащего перед ними жизненного пути.

Читайте также: Ислам, Запад и нетерпимость

- На кого в первую очередь ориентированы такие сайты?
- Прежде всего, на людей, которые ощущают фрустрацию и озлобленность. Что касается радикализации, она по большей части опирается на принцип, который философ Слотердайк называл «банками гнева», то есть на накопление недовольства. Эти сайты лишь стимулируют паранойю своей аудитории. Люди начинают верить в то, что мусульмане повсюду подвергаются гонениям. Им без конца напоминают о несправедливостях, с которыми приходится иметь дело исламскому сообществу. И призывают к отмщению за пролитую кровь.

- После того, как пользователь переходит в новую веру, как высока опасность его радикализации из-за просмотра таких сайтов? Существует ли некая переходная грань между сайтами, которые посвящены обращению в ислам, и теми, что занимаются распространением радикализма?
- Я бы сказал, что у этих сайтов, форумов и сетей существует целая иерархическая структура и переходы от открытых ресурсов до тех, что предназначены исключительно для посвященных. Прошли времена таких «исторических» сайтов, как alneda.com или azzam.com, которые сегодня уже недоступны. Сегодня есть первичные форумы, как ansar-ahaqq.net, или группы в Yahoo, которые дают вам возможность пройти в первый круг. Далее начинаются процессы отбора, на которых мы, с вашего позволения, не будем останавливаться. Они позволяют прошедшему их человеку подняться на более высокий уровень и приблизиться к активным элементам. У вас не получится выйти на контакт с талибами за пять минут, вбив три ключевых слова в Google…

- Служит ли интернет главным способом набора новых сторонников для радикалов? Как выходят на связь с этими молодыми людьми?

- Вообще, гораздо чаще именно молодежь выходит в сеть в поисках этого братства и острых ощущений. Хотя здесь (причем не только среди исламистов) действительно попадаются «волки-одиночки», из общего правила истории терроризма следует, что люди обычно переходят к активным действиям с теми, кого знали еще очень давно по университету, заводу или району… Так, могут ли контакты перед экраном компьютера прийти на смену прямой связи с братством молодых мужчин, которым не терпится найти себе врагов? Сильно в этом сомневаюсь…

Франсуа-Бернар Юиг, доктор политических наук.