Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Еще недавно путь крупнейших развивающихся стран, которые скрываются за акронимом БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай), казался устланным лепестками роз. Но вот история сыграла со всеми очередную шутку - теперь и в них все тоже идет наперекосяк. Хотя их экономический рост по-прежнему вызывает зависть, по экономическим и политическим причинам наша четверка переживает серьезные потрясения.

Времена меняются. Еще недавно путь крупнейших развивающихся стран, которые скрываются за акронимом БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай), казался устланным лепестками роз. Огромный экономический рост, формирование и обогащение среднего класса, выход из бедности миллиардов людей. Все это, к тому же, как в зеркале отражается на «развитых» странах, на которые со всех сторон обрушились немалые трудности. Кризис - это их вина, вина их экономической модели, которая больше не соответствует условиям глобализации. Обреченная на черное десятилетие Япония, кажется, заранее встретила судьбу, которая нависла сегодня над всей Европой, а затем заявит о себе и в Америке. Как вы поняли, речь идет об упадке. 

 

Но вот история сыграла со всеми очередную шутку. По невероятному стечению обстоятельств в странах БРИК все тоже идет наперекосяк. Хотя их экономический рост по-прежнему вызывает зависть, по экономическим и политическим причинам (такое сочетание многое говорит об опасности ситуации) наша четверка переживает серьезные потрясения. 

 

Каждому по заслугам: начнем, пожалуй, с Китая. Отстранение бывшего хозяина Чуцина Бо Силая, который распевал маоистские гимны, пролило свет на масштабы споров между реформаторами и консерваторами в Запретном городе. Об этом сложном подковерном противостоянии нам известно довольно немного, но нельзя не отметить, что оно вспыхивает с новой силой в тот момент, когда Китай перестает быть страной дешевой рабочей силы. Чтобы повернуться в сторону внутреннего потребления, Пекину нужно отказаться от меркантилистской модели экспорта, которая доказала свою чрезвычайную эффективность на протяжении последних 30 лет, так как обеспечивала экономике стабильный ежегодный прирост в 10%, начиная с 1979 года.   

 

Легко сказать, но чрезвычайно опасно сделать в стране, где пекинский центр все еще не до конца держит под контролем местных баронов, и где ему с каждым днем будет все сложнее держать в узде обогатившееся население, которое требует голоса и, значит, демократии.

 

Как бы то ни было, время поджимает. Объемы экспорта резко сократились, а экономический рост тоже пошел вниз и сейчас находится у судьбоносной отметки в 7%, за которой, как считается, производимых богатств будет уже недостаточно, чтобы «заглушить» требования общества. Власти нужно перестать полагаться на государственные инвестиции, в кратчайшие сроки создать «амортизаторы», систему медицинского обслуживания и пенсионные кассы, а также параллельно с этим повысить общую производительность труда. Все это предполагает радикальные реформы в государственном секторе, который по сей день можно по праву считать архаичным. Перед новыми лидерами, которые возьмут в руки бразды правления империей, стоит не менее сложная задача, чем в свое время перед Дэн Сяопином. И нет гарантии, что они окажутся на высоте.   

 

Индия буквально парализована. Злую шутку с ней сыграла уже демократия: входящие в коалицию популистские партии блокируют принятие необходимых реформ. Они выступают за сохранение всевозможных субсидий (на продовольствие, транспорт, энергоносители и т.д.), которые так или иначе позволяют поддерживать общественное спокойствие, но подпитывают инфляцию и создают препятствия для модернизации экономики. Индия, как и Китай, оказалась на распутье, и ее будущие успехи будут зависеть от политической решимости отказаться от балласта прошлого: дефицита бюджета, протекционизма и закостенелости финансовой системы. Подтачивающая Нью-Дели политическая инертность напоминает о Европейском Союзе...

 

Бразилия, заложница успехов президента Лулы, переживает валютный кризис, выхода из которого пока не видно. В результате притока капиталов курс реала пошел вверх, что потянуло вниз экономический рост. Инфляция до сих пор не сбавляет оборотов, и Центральный банк делает все возможное, чтобы сохранить на высокой отметке процентные ставки и повысить тем самым привлекательность вкладов в Бразилии. Президент Дилма Русеф критикует европейцев и американцев за «девальвацию» точно так же, как некоторые недовольны слишком низким курсом китайского юаня. Бразилия – это первая их крупнейших развивающихся стран, которая оказалась втянутой в великую валютную войну. 

 

В заключение несколько слов о России, где недавно Владимир Путин был избран на новый президентский срок при всем нам известных обстоятельствах. У Путина нет организованной оппозиции, потому что страна полностью живет за счет нефти, и ей катастрофически недостает диверсификации. Если черное золото больше не будет расти в цене, что вполне возможно благодаря открытию нетрадиционных источников энергии, путинскую Россию может ждать долгий период нестабильности. 

 

В любом случае, Западу не стоит радоваться при виде затруднений у БРИК. История лишь хочет показать нам, что все игроки на мировом рынке зависят друг от друга, кризис касается всех стран, и ни одна из них не может обойтись без масштабных преобразований не только в экономике, но и политике.