Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Программа космических шаттлов закончена: опечалены ли американцы?

© REUTERS / NASAПолет шаттла "Атлантис" к Международной космической станции (МКС)
Полет шаттла Атлантис к Международной космической станции (МКС)
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Последняя миссия космического шаттла завершилась в четверг, когда «Атлантис» приземлился, и американцы не уверены, что администрация Обамы знает, откуда взять следующий полет человека в космос.

Последняя миссия космического шаттла завершилась в четверг, когда «Атлантис» приземлился, и американцы не уверены, что администрация Обамы знает, откуда взять следующий полет человека в космос.

Американское мнение по поводу будущего американской космической программы пилотируемых полетов, кажется, настолько же конфликтно и противоречиво, как и мнения, которые без конца обсуждаются сейчас в самом космическом сообществе.

Приземление «Атлантиса» формально положило конец тридцатилетней программе шаттлов в четверг, и теперь НАСА передает полеты на космическую станцию частным ракетопроизводителям, а сама фокусирует внимание на более далеких задачах, таких как отправка астронавтов на астероид, а затем на Марс. Но так как частная космическая отрасль пока неспособна посылать американцев в космос – и не будет способна делать это еще несколько лет – США в это время вынуждены будут заплатить России 63 миллиона долларов за то, чтобы она помогла подвезти.

Опрос Monitor/TIPP ясно показывает, что американцы недовольны идеей, что им придется полагаться на Россию или еще на кого-нибудь, чтобы добраться в космос. Примерно 78% респондентов сказали, что для США очень важно сохранять свою лидирующую роль в космосе.

Более того, американцы совсем не убеждены, что администрация Обамы знает, в какую сторону должны продолжать двигаться полеты человека в космос дальше. Только 9% респондентов сказали, что у правительства есть четкий план программы по астронавтам.

Аналогичным образом, многие внутри самого космического сообщества критиковали решение Обамы закрыть космическую программу и отдать разработку и производство ракет следующего поколения на откуп зарождающегося частного сектора в этой области.

Но администрация Обамы считает, что программа космических шаттлов потребляла огромные ресурсы для сравнительно бытовой, рутинной задачи доставки астронавтов на космическую станцию. Каждый полет шаттла стоит около 1,5 миллиардов долларов. Лучше оставить это дело частникам, чтобы они добились снижения этой стоимости, а самим сконцентрироваться на миссиях и технологиях, которые обещают вывести человека дальше околоземных орбит в солнечную систему, говорят сторонники решения Обамы.

Цель НАСА послать астронавтов на астероид к 2025 году рассматривается как необходимый трамплин для перехода к более амбициозной миссии, такой как отправка астронавтов на Марс. Но американская общественность не проявляет склонности к идее отказа от шаттлов на этот период: 56% опрошенных выступили против завершения их программы.

С другой стороны, мало кто из 904 опрошенных готов на увеличение финансирования космической программы. В общем и целом, опрос, проведенный 5-10 июля, дает возможность утверждать, что среди американцев наблюдаются противоречия относительно передачи ключевых моментов американской программы пилотируемых космических полетов частным компаниям. Примерно 49% говорят, что финансирование НАСА должно оставаться неизменным, 28% говорят о том, что его необходимо снизить, 10% говорят, что его надо увеличить, и 8% отмечают, что финансирование НАСА вообще надо прекратить.

Большинство – 59% - согласны с тем, что космической программе пойдет на пользу, если она «уйдет из Вашингтона» и тем самым сократит бюрократию. Но при этом только 23% респондентов заявили, что правительство должно играть поддерживающую роль при частных компаниях в будущем освоении космоса, в то время как 65% сказали, что оно (правительство) должно играть ведущую или просто активную роль.

В конечном итоге, кажется, что большая часть Америки просто опечалена тем, что шаттлы и их эпоха уходят: 52% заявили, что программа космических шаттлов уже сделала достаточно, чтобы оправдать затраты на нее.