Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Российская политика не всегда понятна американцам

© РИА Новости Сергей Пятаков / Перейти в фотобанкДмитрий Саймс. Закрытая сессия на тему "Россия-США: переосмысливая интересы"
Дмитрий Саймс. Закрытая сессия на тему Россия-США: переосмысливая интересы
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Москва и Вашингтон пытаются стабилизировать двусторонние отношения. Во многом этому был посвящен визит в США министра иностранных дел Сергея Лаврова. Однако, по мнению президента вашингтонского Центра по национальным интересам Дмитрия Саймса, существенным тормозом этого процесса является отсутствие политического баланса в России, что отражается и на ее отношениях с другими странами.

ТИТР: Об итогах визита министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова в США.

ДМИТРИЙ САЙМС, президент вашингтонского Центра по национальным интересам: Соглашение по усыновлению детей – это не центральный вопрос в отношениях между двумя государствами, но тем не менее для людей это весьма важный вопрос, затрагивающий человеческие судьбы, и политически тоже в России достаточно важный. Поэтому, конечно, это успех российского министра иностранных дел, и хочется надеяться, что этот раздражитель из российско-американских отношений теперь будет устранен.

Но продвижение по соглашению о визах – это, мне кажется, тоже очень важно. Это опять-таки затрагивает судьбы людей. И особенно, учитывая, как работают оба консульства, - американское в Москве, российское в Вашингтоне – совершенно очевидно, что, прямо скажем, возможности для улучшения там немалые. И надеюсь, что это соглашение тоже принесет конкретные результаты.
 
То, что будут продолжать разговор об обычных вооружениях в Европе, это, конечно, тоже обнадеживает. Хотя продолжать разговор – это не то же самое, что добиться результата.
 
Ну и квартет по Ближнему Востоку – основная тема приезда министра иностранных дел. Как я понимаю, ему удалось хорошо поговорить и обменяться мнениями, но ни к какому результату они не пришли. Да это понятно, потому что существуют разногласия не только между Россией и США по этому вопросу, но и США и европейскими державами, между США и Израилем. То есть это явно очень важная тема, но пока не создающая возможность какого-то решения.
 
ТИТР: Об американской противоракетной обороне в Европе.
 
ДМИТРИЙ САЙМС: Подход Соединенных Штатов, что Соединенные Штаты сталкиваются с потенциальной, но смертельной угрозой: ракетные атаки из так называемых «государств-изгоев». И поэтому Соединенные Штаты должны создавать систему противоракетной обороны, которая была бы оптимальна, для того чтобы иметь дело с угрозой. То есть любые договоренности с кем угодно, включая Россию, они не должны приносить в жертву создание эффективной противоракетной системы и по максимально ускоренному графику. Это подход США.
 
Подход России состоит в том, что не должно быть создано никакой системы противоракетной обороны, которая хотя бы теоретически, потенциально могла бы приносить ущерб российскому потенциалу сдерживания.
 
Если хотите, эти обе максималистские позиции, и между ними есть определенная несовместимость. Причем в дополнение к объективному несовпадению подходов есть еще политические расклады и в той, и в другой стране. Администрации Обамы приходится считаться с настроениями в Конгрессе, где для многих республиканцев противоракетная оборона – ну, это в какой-то мере даже уже стало чуть ли не религиозным символом патриотизма. Ну а в России тоже очень многие, я бы сказал, прямо нагнетают обстановку вокруг этих американских систем, пытаясь создать впечатление, что не только они теоретически на каком-то этапе могут быть использованы против России, но, скорее всего, уже есть в Америке такой замысел. Ну, это, конечно, очень затрудняет договоренность.
 
ТИТР: О помехах в отношениях двух стран.
 
ДМИТРИЙ САЙМС: В России происходят вещи, которые в Америке представляются не просто малоаппетитными, но и реальной угрозой американским интересам. И я говорю, в первую очередь, о сужении политического поля, об ограничении каких-то демократических норм. Ну и, в первую очередь, коррупции и правовому беспределу, про которые, кстати, говорят и президент России, и неоднократно говорил премьер-министр России. В Америке это воспринимается достаточно серьезно, потому что это затрагивает работу американских компаний, это затрагивает безопасность американских граждан. Это то, что в Америке как государстве, построенном на законе, вот, воспринимают особенно остро.
 
И… конечно, в России сегодня больше политических свобод, чем когда бы то ни было на протяжении российской истории. Может быть, за исключением короткого периода между февральской и октябрьской революцией. Но те свободы, которые есть в России сегодня, это очень важно, что они есть, это все-таки личные свободы граждан, которые позволяют им жить относительно свободно и независимо от государства: выбирать место работы, выбирать место проживания, пользоваться Интернетом.
 
Это все очень важно, но это не те свободы, которые ограничивают возможность власти принимать какие угодно решения внутри и вовне страны. Поэтому, с американской точки зрения, вот нет того политического баланса в российской политике, которая бы создавала уверенность о направлении российской внешней политики в сколько-нибудь долгосрочной перспективе. И это объективно является сдерживающим фактором в развитии российско-американских отношений.       
 
ТИТР: О «перезагрузке».
 
ДМИТРИЙ САЙМС: Что точно «перезагрузка» означает, я не знаю. Мне это немножко напоминает историю с «разрядкой», как в Америке называли ее tente. И я помню долгие споры: чем эта вот «разрядка» должна была быть и какие у нее были объективные пределы. И никакой четкой концепции в Вашингтоне по этому поводу не было, в Москве, по-моему, тоже. Но было очевидно, что эти концепции в Москве и Вашингтоне не совпадали. И мне кажется, это тоже происходит сегодня.
 
Есть, кстати, еще одна опасность, как, кстати, с этим tente - «разрядкой» - много лет назад, в 70-е годы. Опасность, что люди в этом видят слишком много, что у них есть нереалистические ожидания. И очень часто это, конечно, делается, ну, в какой-то мере по политическим соображениям американскими лидерами, которым хочется показать, что происходит какой-то важный внешнеполитический прорыв.
 
У президента Обамы много критиков и внутри, что касается американской внутренней политики, и по поводу внешней политики.  И результаты, прямо скажем, пока смешанные. Их интерпретируют по-разному: от того, что происходит в Ираке, до Афганистана, до Ливии и так далее.
 
И, конечно, администрации хочется продемонстрировать какой-то прорыв в российско-американских отношениях. Но беда в том, что чем больше администрация пытается продемонстрировать большие достижения «перезагрузки», чем больше эта администрация делает, тем больше возникает желание у республиканцев сказать: «Одну минуту! А так ли это на самом деле? И что представляет собой российское руководство? Что представляет собой президент Медведев, которого представляет президент Обама и госсекретарь Клинтон как президента-реформатора?»
 
То есть когда ты начинаешь преувеличивать, чего тебе удалось добиться во внешней политике, то это может иметь результат бумеранга. И с этим в российско-американских отношениях в какой-то мере сталкивается сегодня администрация Обамы.
 
ТИТР: О вступлении России в ВТО.
 
ДМИТРИЙ САЙМС: Россия – большая и уверенная в себе страна. И в вопросе ВТО в России неоднозначные подходы. И это не то что вот Россия стояла, так называется, скулила у запертой двери и говорила: «Пустите нас на любых условиях! Мы очень хотим!» Многие маленькие государства вели себя именно так. Они – в ВТО.
 
Китай, - конечно, большая и уверенная в себе страна. Но они проявили большую готовность соблюдать требования ВТО, чем Россия. У России это не только заняло максимальное количество времени, но и Россия требовала от ВТО максимального количества компромиссов – как условия российского вступления. Это, может быть, и тоже оправдано, но это, естественно, ведет к каким-то задержкам.
 
Ну и потом у России есть, что называется, заклятые «друзья» на бывшем советском пространстве: в первую очередь, Грузия, у которой в американских политических кругах есть много друзей и поклонников. И это тоже, особенно накануне выборов, сужает диапазон маневрирования для администрации Обамы: до какой степени они готовы пойти навстречу Москве, если это может привести к внутриполитическому скандалу в Соединенных Штатах.
 
И поэтому вот эти все сложные дискуссии – они продолжаются по принципу «два шага вперед, один шаг назад». Но мне кажется, что мы движемся в правильном направлении. Но я боюсь, что вот частью цены за принятие России в ВТО может оказаться «поправка Магнитского».

Перевод выполнен ИноТВ.