Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Расстрел в Ньютауне и российские споры об оружии

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Массовое убийство в ньютонской школе, активно освещаемое в российской прессе, вывело на свет давно идущий в российском обществе спор о том, стоит ли сделать огнестрельное оружие доступнее для гражданских лиц. Сейчас Россия - одна из тех стран, на пример которой противники контроля над оборотом оружия с мрачным удовлетворением ссылаются, доказывая, что связи между распространенностью огнестрельного оружия и убийствами не существует.

Массовое убийство в ньютонской школе, активно освещаемое в российской прессе, вывело на свет давно идущий в российском обществе спор о том, стоит ли сделать огнестрельное оружие доступнее для гражданских лиц.

Сейчас Россия - одна из тех стран, на пример которой противники контроля над оборотом оружия с мрачным удовлетворением ссылаются, доказывая, что связи между распространенностью огнестрельного оружия и убийствами не существует. Хотя режим контроля над оборотом оружия в России один из самых жестких в мире, убийства в ней происходят более чем в два раза чаще, чем в США.

Российский премьер-министр Дмитрий Медведев, на президентском посту подписывавший законы, которые затрудняли доступ к оружию, воспользовался трагедией в американской школе, чтобы подчеркнуть, что России нужно еще сильнее ужесточить контроль над оборотом оружия.

Бойня в Ньютауне – это «страшная трагедия и безумная боль», написал Медведев в понедельник на своей странице в Facebook, добавив : «Полностью согласен с теми, кто выступает против свободного обращения оружия. Это и моя принципиальная позиция. Я считаю, что нам ни в коем случае нельзя становиться на эту дорожку».

В России частные лица не имеют права владеть короткоствольным и автоматическим оружием. По словам, председателя стрелкового клуба «Сайга» Рафаила Рудицкого, процедура получения разрешения на охотничью винтовку также крайне затруднена.

«Сперва нужно получить три медицинских справки, [чтобы доказать, что ты психически здоров и не принимаешь наркотики], затем пройти осмотр в специализированном медицинском учреждении. После этого можно обращаться за разрешением», - говорит он.

По его словам, «имеет смысл одновременно оформить охотничий билет – это облегчает дело, но занимает пару недель. Когда все эти документы будут готовы, надо взять их, несколько фотографий, паспорт и отправиться в местное отделение полиции подавать заявку. После оплаты сбора оформление разрешения занимает примерно месяц».

«Если хочешь купить винтовку, лучше заранее запастись сейфом и приготовиться к регулярным визитам полиции, которая будет приходить к тебе домой и проверять, как хранится оружие, все ли правила соблюдаются, не могут ли до него добраться дети и т. д.», - утверждает г-н Рудицкий.

Некоторые российские гражданские активисты доказывают в неожиданно американском духе, что для построения в России подлинной демократии требуется расширить свободу приобретения и ношения оружия.

«Мировой опыт показывает, что наличие на руках у населения легального оружия, существенно повышая вероятность успешного пресечения преступных посягательств, дает еще и профилактический эффект: криминал начинает бояться не только людей в погонах, но и самых обычных граждан», - говорится на сайте российской организации «Гражданская безопасность», выступающей за ношение оружия.

«К сожалению, [наши власти], либо недооценивая важность означенной проблемы, либо преследуя свои личные или узковедомственные интересы, жестко противятся идее дать гражданам возможность эффективно защищать себя», - утверждает организация.

По данным Управления ООН по наркотикам и преступности, наиболее авторитетного источника по этой теме, в США в 2011 году на 100 000 человек было отмечено 4,8 случая убийств, а в России в 2010 году (последнем, по которому доступны данные) – 10,2 случая.

Сравнить показатели по убийствам из огнестрельного оружия невозможно, так как сведения по России недоступны. Однако, судя по отрывочным данным, большинство российских убийств – это следствие семейных ссор, часто под влиянием алкоголя, и совершаются они обычно примитивным оружием.

С другой стороны, многие эксперты указывают на тот факт, что в США, в которых больше всего в мире «стволов» на душу населения, убийства из огнестрельного оружия происходят в 20 раз чаще, чем в среднем по другим развитым странам.

При этом в России, несмотря на все ограничения, время от времени тоже случаются массовые убийства с применением огнестрельного оружия. В прошлом месяце в Москве предположительно психически неуравновешенный молодой человек по имени Дмитрий Виноградов пришел на работу к своей бывшей девушке с двумя винтовками, которые были зарегистрированы на него. Он успел убить шесть человек, прежде чем его обезвредили охранники.

По мнению Сергея Зайнуллина, заместителя председателя Всероссийского общества владельцев гражданского оружия, слабым местом в системе, как это часто бывает в России, остается коррупция.

«Система разрешений неплохо работает, но люди часто покупают фальшивые медицинские справки и прочие документы», - говорит он.

«Я считаю, что правительство должно перейти к системе общественного контроля – к чему-то вроде европейской системы стрелковых клубов», предполагающей, что за хранение и контроль отвечает клуб, а государство не занимается жестким регулированием каждой мелочи, добавляет г-н Зайнуллин.