Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Русские и машины: Великая страсть

Вы приехали в Москву и оказались мужской компании. Что обсудить? Мой вам совет: говорите об автомобилях. Это работает практически безотказно.

© РИА Новости / Перейти в фотобанкСалон автомобиля Bentley
Салон автомобиля Bentley
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Кроме того, россияне еще не привыкли к хорошим машинам и всегда требуют большего. Покупка предмета своей давней мечты вызывает у молодого служащего средней руки чувство, близкое к эйфории. Широкий выбор всем тоже в новинку. Мало кто думает и о том, что лучше сэкономить деньги на будущее, для своих детей.

"Посмотрите на этих двух офисных служащих. Они с пеной у рта пытаются доказать друг другу, что лучше: BMW X5 или l'Audi Q7. Причем сами они абсолютно точно ездят на купленных в кредит Ford Focus", - говорит мой собеседник в московском деловом центре. Вообще, это типичный для России случай, особенно среди молодых, для которых покупка иномарки является способом подтвердить свой статус и карьерные достижения.

Впервые иномарки начали массово появляться на дорогах России только в начале 90-х годов. По данным агентства "Автостат", в период с 1991 по 1994 год их число выросло в пять раз. За один лишь 1994 год в страну было импортировано около 125 000 автомобилей. Тем не менее, иномарок в России было относительно немного, и их обладателям все завидовали черной завистью.  

Однако времена изменились. В конце 90-х – начале 2000-х годов в России открываются первые сборочные линии иностранных автоконцернов. На рынке появляются корейские, американские, немецкие и японские машины российского производства. В общественном сознании укрепляется мысль о том, что человек, купивший (пусть даже и собранную в России) иномарку, никогда больше не пересядет за руль "отечественного" автомобиля. Статистика это подтверждает: число "перебежчиков" растет из года в год. С 2001 по 2003 год рынок иномарок вырос в 2,7 раза, а за последующие три года увеличился еще в 5 раз, достигнув отметки в миллион машин в год. В 2009 году более двух третей (72,2%) реализованных новых автомобилей были иностранными.

Тем не менее, все это не означает, что автомобиль стал чем-то недоступным. Рыночному буму во многом способствовало кредитование. По данным "Автостата", почти половина всех автомобилей в 2008 году была продана в кредит. Но затем наступил кризис, и рынок сократился практические вдвое. "Ну и что?" пожмет плечами европеец. "У нас было то же самое". Да, но за тем исключением, что в России автомобили стоят ощутимо дороже: таможенные пошлины составляют до 40% цены. А ставки по кредиту равняются не 5-8%, а 15% или даже 20%. Таким образом, покупка машины в кредит на три года становится ощутимым финансовым бременем. Вы уже устали от своего "железного коня" и хотите его сменить, а конца выплатам по кредиту еще видно.

Кроме того, россияне еще не привыкли к хорошим машинам и всегда требуют большего. Покупка предмета своей давней мечты вызывает у молодого служащего средней руки чувство, близкое к эйфории. Широкий выбор всем тоже в новинку. Мало кто думает и о том, что лучше сэкономить деньги на будущее, для своих детей. Отчасти это объясняется тем, что, несмотря на заметное снижение, инфляция все еще остается довольно высокой, а большинство банков откровенно не внушают доверия. Деньги тратятся на имиджевые заграничные гаджеты, и покупка автомобиля дает в некотором роде чувство свободы и уважения в глазах приятелей.

Автокомпании прекрасно понимают, что такие настроения играют им на руку. Реклама машин в России превозносит скорость, динамизм, спортивный стиль вождения и другие "молодежные" ценности. Нигде вы не услышите о том, что спортивный стиль подходит лишь спортсменам. В рекламном спорте автомобили носятся как болиды, кичатся последними технологиями, мощностью двигателей и дистанцией, которую могут пройти. Такая реклама направлена не на покупателей дорогих и роскошных спорткаров. Массовая аудитория не может позволить себе такие игрушки. Однако рекламщикам просто необходимо добиться того, чтобы простые обыватели оборачивались, когда мимо них проезжает подобный автомобиль, а его счастливый владелец не чувствовал себя обманутым. Люди с более скромным доходом тоже принимают в участие в этой игре, считая, что знают, какая машина лучше и что такое роскошная жизнь. Таким образом, они приобщаются к ней, пусть только и в своем воображении.

В России машины срываются с места и улетают вперед, как только на светофоре загорается зеленый свет. И здесь даже самые бюджетные "Лады" могут, пусть и на несколько мгновений, обойти дорогие и мощные иномарки. Это и есть тот самый динамизм, "драйв", который так расхваливает реклама. О безопасности при этом говорится лишь вскользь. Что касается экологии, этим сомнительным и эфемерным качеством российского покупателя не привлечь. Систему start-stop (на время глушит двигатель, когда вы нажимаете тормоз, чтобы сократить выбросы выхлопных газов в пробках и на светофорах) считается здесь вредным паразитом. Так ведь машина стартует с задержкой на "целых" две секунды! И ты не только не сможешь никого обойти на светофоре, но и рискуешь навлечь на себя праведный гнев раздражительных московских автолюбителей. Малейшая задержка и "тормоз" услышит позади себя хор яростных гудков. Кроме того, частое включение зажигания не лучшим образом отражается на двигателе. Хотя ущерб на самом деле просто микроскопический, купленный на последние копейки автомобиль, конечно, дороже, чем вся экология мира.