Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Поездка из Белоруссии в Литву: миссия невыполнима?

© РИА Новости Руслан Кривобок / Перейти в фотобанкКонтрольно-пропускной пункт "Варшавский мост" на белорусско-польской границе
Контрольно-пропускной пункт Варшавский мост на белорусско-польской границе
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Белорусско-литовская граница для многих жителей Белоруссии и Литвы становится своего рода Рубиконом, пройти который — задача не из легких. Поведение литовских пограничников заставляет вспомнить лихие 90-ые, когда о культуре поведения на границе и слыхом не слыхивали.

Белорусско-литовская граница для многих жителей Белоруссии и Литвы становится своего рода Рубиконом, пройти который — задача не из легких. Поведение литовских пограничников заставляет вспомнить лихие 90-ые, когда о культуре поведения на границе и слыхом не слыхивали, утверждает испытавший прелести пограничного «сервиса» бизнесмен из Вильнюса.

Впрочем, это не единственная проблема - «крестный ход» для белорусов, желающих попасть в Литву, начинается уже с попыток получения литовской визы.

Получение визы: охота за «зелененькими» датами

Бизнесмен из Минска Наталия рассказала, что ей по делам довольно часто бывать приходится в Литве. Женщина раз в полгода обращается в литовское посольство за шенгенской визой, однако каждый раз процедура получения литовской визы превращается в испытание на прочность.

По словам Наталии, для того, чтобы подать документы в Посольство Литвы в качестве частного лица, необходимо попасть внутрь посольства в Минске. Для этого надо зарегистрировать свой визит на специальном сайте, получить талон и распечатать его.

«Прохождение этой процедуры само по себе превращается в ад. Некоторые люди не могут получить заветный талон уже месяц. Логика работы самой системы совершенно непонятна. Сайт может вдруг начать выдавать коды ошибок, расшифровать которые не представляется возможным. Или решить, что ты робот. Чем активнее ты пытаешься добиться результата - «словить» хоть какую-нибудь дату из будущего - тем хуже система начинает реагировать. Вот уже 2 недели лично я не могу зарегистрировать свою очередь хоть на какое-то число», - делится своими переживаниями Наталия.

Женщина рассказывает, что даже если вам повезло, и у вас на руках «заветный талон», то минимум за 1-2 часа до указанного в талоне времени надо появиться у посольства Литвы. «Последние годы очередь в 400 человек – это норма», - говорит бизнесмен из Минска, отмечая, что даже простоявших несколько часов у посольства людей полицейский посольства может без уважительной причины развернуть домой.

«Посольство прекращает прием граждан около 13.00. Поэтому, если твое время – 10 ч., то только к 12.30 ч. ты попадешь в посольство для подачи своих документов. И если ты забыл копию какого-нибудь документа, то шансов донести их до 13.00 нет. Это значит, что регистрироваться в очередь надо заново. В работе посольства ничего не изменилось за последние 5 лет. Кроме того, что сейчас я трачу на охоту за «зелененькими» датами от двух недель до месяца», - разводит руками Наталия.

Она сетует, что если простейшие организационные моменты представляют такие сложности, то это очень далеко от декларируемых Литвой европейских ценностей.

«Есть проблема с брезгливым отношением к посетителям от сотрудников посольства. Но это их работа — наладить контакт в другой стране и с разными людьми другой страны. От посольства всегда ждешь не только строгих правил, но и примера культуры общения. Я бы не хотела, чтобы это выглядело как нравоучение, но мне обидно. Я получаю от представителей соседней страны впечатление брезгливости и чувство унижения, хотя могло бы быть по-другому. И я не понимаю за что?», - задается вопросом Наталия.

На белорусско-литовской границе: обратно в СССР

На этом приключения желающих попасть в Литву не заканчиваются. Новые препятствия появляются на пропускных пунктах на белорусско-литовской границе.

Житель Вильнюса Томас рассказал, что некоторое время назад при возвращении из Белоруссии домой ему пришлось столкнуться с хамским поведением литовских пограничников.

«Мы вечером возвращались из Белоруссии в Литву. Доехав до пограничного поста, обнаружили, что не заметили знак, указывавший по какой полосе следовать далее. И так получилось, что мы оказались напротив грузовиков, которые должны были направляться в сторону Белоруссии. Создалась конфликтная ситуация, к нам выбежала женщина-пограничник, которая начала орать, что мы совершили что-то ужасное. И это произошло на литовской стороне, в то время как на белорусской стороне было все хорошо и культурно. А здесь эта женщина элементарно на нас орала, угрожала огромными штрафами. Потом мы еще два часа должны были ждать до полуночи, пока к нам кто-то подойдет», - рассказал Томас.

По его словам, пока они стояли на границе, еще пять водителей совершили ту же оплошность. По словам Томаса, ему пришлось заплатить штраф - около 75 литов.

«Сам начальник службы признал, что вечером этот знак плохо виден, и люди, которые впервые едут через пункт, его часто не замечают. Но больше всего нас поразило поведение этой женщины, которая на нас кричала, и вообще-то она была вооружена. Вы представляете, какое это было впечатление? Один мой знакомый так и сказал: вы меньше нервничайте, а не то она сейчас еще оружие достанет. А ведь мы с детьми были. Мы на нее пожаловались, ее руководитель сказал, что с ней поговорит, что вести себя так нельзя. Что касается литовских таможенников, то и они вели себя не лучшим образом — например, открывали сумки, даже не спросив разрешения, чего белорусские коллеги себе не позволяли», - своими наблюдениями поделился Томас.

О другом похожем случае рассказал бизнесмен из Вильнюса Дарюс.

«В конце прошлого года я по делам ездил в Белоруссию и, к сожалению, впечатление сложилось не самое лучшее. Машин множество, кроме того, в Вильнюсе в этот день проводился концерт, на который из Белоруссии ехали люди. И когда мы подошли к литовскому посту, то, что я увидел было ужасно. Начать с того, что одежда пограничников не приведена в порядок, они выглядели буквально как клоуны и даже издали не напоминали должностных лиц. Кроме того, на улице было холодно, женщины буквально ногами отбивали чечетку, но мы стояли на улице и нами никто не занимался. Что я могу сказать - точно такая же ситуация была в 90-х на литовско-польской границе, а ведь столько лет прошло, и ничего не изменилось. Потом уже появился пограничник и стал ужасно орать на этих людей по-русски. В этот момент я ощутил себя в глубоком Советском Союзе», - рассказал литовец.

Дарюс вспомнил, что когда после развала СССР только открылись границы и можно было ездить в Польшу, Чехию, Финляндию, жители этих стран демонстрировали благожелательное отношение к представителям из бывшего СССР. «И, смотря на них, чувствуя их гостеприимство, нам хотелось жить, как в Польше и как в Чехии, однако, предполагаю, что у наших соседей желания «жить как в Литве» не возникает», - говорит бизнесмен.

«Мне кажется, что нам как стране необходимо иметь такую установку - мы должны демонстрировать высокий уровень культуры. И заметнее всего это должно проявляться на границе, в посольстве, в консульствах. Это очень важно для имиджа страны, потому что это первое место, в котором человек сталкивается с нашим государством», - заключает житель Вильнюса.

МИД Литвы: проблему решат визовые центры

Пресс-служба Министерства иностранных дел Литвы в ответ на просьбу Delfi прокомментировать ситуацию с литовскими визами и работой посольства в Белоруссии, отметил, что МИД на работу представительств Литвы в Белоруссии выделил дополнительные ресурсы.

«С начала мая постепенно увеличивается число работников — на данный момент в посольство дополнительно принято 4 работника. А на летние месяцы дополнительно командируются дипломат и технический работник», - говорится в комментарии пресс-службы МИДа.

Посольство Литвы в Минске ежедневно выдает около 1100 виз. В Белоруссии — в посольстве в Минске и консульстве в Гродно - в этом году за первое полугодие было выдано 110 513 виз, что на 6,8% больше, чем за аналогичный период в 2013 году.

«Объемы выдачи виз соответствуют реальным потокам отправляющихся из Белоруссии в Литву, однако технические возможности посольства достигли предела. Электронная система регистрации постоянно атакуется, злонамеренные или жаждущие наживы лица создают дополнительные препоны для слаженной работы визовой службы посольства. И хотя виз выдается больше, очереди у посольства не сокращаются», - говорят в МИДе Литвы.

Как отмечается, министерство для решения проблемы намерено подключить внешних поставщиков услуг. Ожидается, что после окончания объявленного конкурса уже осенью в Белоруссии откроют визовые центры.

«У визовых центров будут неограниченные возможности со всеми удобствами по обслуживанию обращающихся за визами лиц, а также предоставлению дополнительных услуг», - считают в МИДе Литвы.

Проблемы на границе? Жаловаться надо сразу

Комментируя проблемы на белорусско-литовской границе, руководитель отдела коммуникации Службы по охране государственной границы Гедрюс Мишутис подчеркнул, что обращаться с жалобой на поведение пограничника необходимо сразу после инцидента.

«Если бы мы располагали информацией о том, когда гражданин пересекал границу, данные о его имени и фамилии и за что был оштрафованы, то мы смогли бы детально выяснить обстоятельства этого происшествия. Но сейчас мы можем ответить только по сути - если путешественники недовольны работой пограничника, их поведением, то надо иметь ввиду, что каждое должностное лицо на униформе на груди носит персональный идентификационный знак, цифры на котором уникальны. Их необходимо сообщить и по этому знаку мы в последствии можем выяснить фамилию и должность должностного лица и часто ли такие происшествия фиксируются», - прокомментировал Мишутис.

Представитель службы также констатировал, что нередко случается и так, что сами путешественники предъявляют необоснованные претензии — нарушают правила пунктов пограничного контроля, останавливаются в неположенных местах и отправляются например, в магазины необлагаемых налогом товаров.

«Поэтому я еще раз обращаю внимание на то, чтобы в каждом таком случае человек сразу обращался в наши ответственные службы, к тому же действует анонимный телефон, а в интернете есть возможность анонимно представить информацию в электронном виде. Мы сразу же реагируем на подобные обращения. И не поощряем случаев, когда должностные лица ведут себя вразрез с должностными инструкциями, когда они ведут себя некультурно. Но понятно, что для этого мы должны располагать данными о случившемся», - резюмировал Мишутис.

По его словам, согласно правилам пунктов пограничного контроля, снимать тот или иной инцидент на видео на пропускном пункте без особого разрешения нельзя.

«Однако это не значит, что нет способов проверки обстоятельств того, что произошло. Если пострадавший сразу обратится с жалобой, то будут предприняты все меры для проверки обстоятельств произошедшего», - отметил руководитель отдела коммуникации Службы по охране государственной границы.

По его данным, в прошлом году на контрольных пунктах Вильнюсского района, в которые входят крупнейшие — в Медининкай, Кене и др. - было получено 18 жалоб на работу пограничников, все они были расследованы, в результате административное взыскание было назначено одному должностному лицу. В первом полугодии этого года было получено 12 жалоб, взысканий не было.

В пресс-службе Таможни Литвы также сообщили, что о несоответствующем поведении таможенников всегда следует сообщать дежурному смены, кроме того, сообщить о случившемся можно по анонимному телефону или на сайте таможни — в рубрике «Предупреждение коррупции».

Литву в первом квартале этого года посетило на 17% больше иностранцев, чем за тот же период прошлого года. За этот период число туристов из Белоруссии возросло на 27% и составило 38 600. Белоруссия занимает второе после России место по объемам прибывающего туризма. В среднем один белорусский турист в Литве проводит 3-4 дня и тратит 518 литов.