Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

«Репатриация» абхазов и исламский вопрос в Абхазии

© РИА Новости Михаил Мокрушин / Перейти в фотобанкЖители города Сухум около здания администрации президента Абхазии. Архивное фото
Жители города Сухум около здания администрации президента Абхазии. Архивное фото
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сегодня абхазское население находится под сильным влиянием русификации, многие абхазы покидают место проживания и уезжают в Россию. Молодое поколение почти не говорит на абхазском языке, и количество желающих получать образование на этом языке сокращается.

По состоянию на сегодня абхазское население находится под сильным влиянием русификации, многие абхазы покидают место проживания и уезжают в Россию. Молодое поколение почти не говорит на абхазском языке, и количество желающих получать образование на этом языке сокращается. Русский язык господствует в государственных институтах, в прессе, на телевидении и в быту. Лидеры оккупированной Абхазии считают, что для того, чтобы поправить демографическое положение, дошедшее до катастрофы, необходимо начать большое переселение абхаза-абаза народа из Турции, Сирии, Иордании, Северного Кавказа.

Оккупационный режим Абхазии старается придать незаконному переселению иностранных граждан на территорию Грузии - Абхазии характер «репатриации», то есть возвращения на родину.

В 1998 году т.н. парламент Абхазии принял закон «О репатриации», силой которого репатриантами были признаны, и право вернуться в Абхазию дали потомкам этнических абхазов (абаза), переселенных из Абхазии в XIX веке в результате российско-турецкой войны. Согласно закону, для приехавших в Абхазию репатриантов (членов абхазской диаспоры) предусмотрены те же гражданские и юридические права, что и для жителей Абхазии.

К 2014 году в Абхазии проживали около трех тысячи репатриантов, турецких абхазов, сирийских абхазов, и приехавших с Северного Кавказа абазов.

Оккупационный режим Абхазии создал «Комитет репатриации», под руководством которого осуществляется передача домов изгнанных из Абхазии грузин приехавшим из Турции, Сирии и Северного Кавказа. Приехавшим в Абхазию из Турции и Сирии гражданам, т.н. абхазским репатриантам безвозмездно передают принадлежащие грузинам жилые дома и усадьбы в Сухуми, Дранде, в селах Гульрипшского и Очамчирского района. «Государственный комитет репатриации» распоряжается значительными бюджетными средствами. По специальному закону 2% из всех видов подоходного налога, изъятого в Абхазии, перечисляется Комитету репатриации. Переселенцам оказывают ежемесячную финансовую помощь в размере 10 000 рублей (270 долларов).

Количество абхазов в Турции по разным (неофициальным) данным не превышает 150 000. Примечательно, что абхазы доводят эту цифру до фантастического количества - миллиона, что никак не соответствует истине, поскольку известно количество сел компактного расселения абхазов в Турции, и их население, что в действительности не достигает такого большого количества. Их главной организацией является «Федерация абхазских общин Турции» (Turkiye Abhaz Dernekleri Federasyonu (Abhazfed)), преследующая целью открыть в Турции представительство (консульство) Абхазии, наладить прямое воздушное и морское сообщение между Турцией и Абхазией, развивать торгово-экономические отношения. По инициативе этой федерации в Абхазии в начале июня побывали члены парламента Турции, которые встретились с представителями т.н. власти оккупированной Абхазии. В мае в Абхазию приехала большая группа турецких журналистов, представители турецких туристических агентства провели встречи с местной властью в Сухуми, и изучили курортную и туристическую инфраструктуру Абхазии.

В развитии торгово-экономических связей с Турцией участвует торгово-промышленная палата Абхазии, при которой создан «Турецко-абхазский бизнес совет», в который входят около пятидесяти местных и приехавших из Турции абхазских предпринимателей. Руководителем совета является гражданин Турции, этнический Абхаз Сонер Гогуа. Он принимал участие в военных действиях в Абхазии 1992-1993 годов против Грузии, затем был депутатом парламента Абхазии. По его инициативе бизнес круги абхазской диаспоры Турции проявили интерес, и появились в Абхазии. Граждане Турции открыли в Абхазии торговые предприятия, объекты питания и услуг. Турецкая фирма «Фруктис» разводит овощи в теплицах в Очамчирском районе и реализует их на российском рынке. В настоящее время «Фруктис» осуществляет в пищевой промышленности проект стоимостью 2 400 000 долларов. Им руководит турецкий абхаз Джемал Званба. Во владении турков находятся три мелких завода по переработке рыбы в Сухуми, которые экспортируют рыбную продукцию в Турцию и Россию.

Граждане Турции освоили также строительный сектор. Здесь отличаются строительная и деревообрабатывающая компании «Смок» и «Зетастрой», которыми руководят Низам Хафат и Ялчин Арздынба. Турецкие бизнесмены заняли место и в пищевой промышленности. Хусейн Ахба открыл в Сухуми кондитерское предприятие «Джерез», и при нем магазин сладости. Продукцию турецкой текстили в Абхазии продают магазины одежды «Адл» и «Фабрика», владельцем которых является турецкий абхаз Суат Авидзба. На берегу Сухуми турки открыли мелкие объекты питания и кафе.Следует отметить, что «Комитет репатриации» дарит турецким бизнесменам относительно хорошо сохранившиеся покинутые дома грузин. Например, Суату Авидба выделили такой дом в селе Мачара под Сухуми.

Торгово-промышленная деятельность граждан Турции в Абхазии происходит с пренебрежением законодательства Грузии и Турции. Примечательно, что действующий в Стамбуле т.н. представитель Абхазии В. Авидзба имеет тесные связи с генеральным консульством Российской Федерации в Стамбуле, и по его координации содействует связям турецких бизнесменов с Абхазией. В. Авидзба является частым гостем генерального консула России, со своей стороны российские дипломаты в Турции систематически бывают в гостях у организаций абхазской диаспоры, и участвуют в их мероприятиях.

В 2012-2013 годах по содействию России из Сирии в Абхазию привезли около пятисот сирийских абхазов, и разместили их в пустующих домах грузин и старых советских пансионатах. Пока сирийцы не отличаются социально-экономической активностью, их подавляющая часть думает вернуться на родину в Сирию после стабилизации обстановки. Абхазская диаспора, которая в основном расположена в Турции, Сирии, и Иордании, по вероисповеданию являются мусульманами. Их переселение в Абхазию создает предпосылку для широкого распространения исламской религии, и создания здесь этно конфессионального противостояния.

Ислам в нынешней Абхазии

Абхазская мусульманская община на это время состоит из трех компонентов: местные абхазы мусульмане; Члены диаспоры из Турции, Сирии, Иордании, приехавшие в Абхазию на жительство; Представители северокавказских этнических групп (абазы, черкесы, дагестанцы, чеченцы), временно или постоянно находящиеся в Абхазии.

Адаптация переселенных в Абхазию мусульман протекает сложно, что вызвано незнанием абхазского и русского языка, культурным отчуждением, безработицей, религиозным отличием от абхазских христиан и язычников.

В Абхазии распространено течение ханеф (мезхеб) сунитского ислама. В XVII-XVIII веках Османская империя распространила в Абхазии сунитский ислам. Следовательно, того же вероисповедания являются этнические абхазы, приехавшие в Абхазию из турецкой республики. Наряду с этим, в Абхазии есть также представители других мезхебов ислама.

В результате одного из опросов 2012 года мусульмане составили 15% абхазского населения. Вместе с тем, среди тех, кто назвал себя последователем исламской религии, большинство не соблюдает обязательных правил ислама, не ходит в мечеть, не выполняет никаких молитв, почти все потребляют алкогольные напитки, едят свинину, не соблюдают пост, не следуют исламским правилам бракосочетания, похорон. Они только номинально являются мусульманами, их можно назвать защитниками исламской традиции.

Принадлежность к исламу подавляющего большинства называемых мусульманами абхазов выражается только устными, семейными преданиями, по которым предок семьи был мусульманином с традицией называть детей мусульманскими (преимущественно турецкими) именами. А также, сохранением некоторых исламских обрядов, таких как мусульманское обращение к Богу, «Бислмиллах», во время убоя скота.

Большинство, около 70% абхазов, считают себя христианами, однако у них тоже сильное влечение к языческим ритуалам. 15% абхазов либо холодно относятся ко всякого рода религиям, либо являются последователями традиционных абхазских суеверий.

Несмотря на то, что, как правило, в абхазском населении не соблюдаются мусульманские правила, и в абхазском народе ислам, так же как и христианство, занимает подчиненное место по отношению абхазского морально-этического кодекса «апсуара», было бы ошибкой пренебрегать исламским фактором в Абхазии, поскольку ислам играет свою значительную роль в общественно-политических и социальных процессах в Абхазии.

В 1999 году в Сухуми было основано Управление мусульман Абхазии, которое возглавил гражданин Турции, этнический абхаз Адил Габлия. В 2005 году в Сухуми состоялся первый съезд мусульман Абхазии, где муфтием (религиозным лидером мусульманской общины) Абхазии был избран Адил Габлия. После его смерти, с 2011 года управлением руководит Салих Кварацхелия. В 2004 году в Сухуми под руководством Руслана Еника было открыто представительство органа Управления российских мусульман - Совета муфтиев.

Управление мусульман Абхазии преследует целью подготовку служителей мусульманского культа - молы, определение ареала действия для них, распространение в населении исламской религиозной литературы, строительство молельных домов-мечетей и учебных центров - медресе, назначение управляющих мечетей-имамов.А также развитие связей с мусульманскими организациями заграницы, в особенности России и Турции.

В настоящее время в Абхазии действуют две мечети, в Сухуми и Гудауте. В мечетях среди посетителей обязательной пятничной молитвы много абхазов, приехавших из Турции и Сирии. Количество посетителей на пятничной молитве в сухумской мечети доходит до 150 человек. Около пятидесяти верующих собираются по пятницам в гудаутской мечети.

В 2012 году администрация гудаутского района выделила земельный участок, и выдала разрешение на строительство мусульманского культурно-просветительского центра «Аль Васатия», которым руководит представитель Совета муфтиев России в Абхазии Руслан Еник.

«Аль Васатия» переводится с арабского как золотая середина. Целью этой организации является пресечение опасности радикального ислама среди абхазского населения, распространение умеренного сунитского ислама. В своей исламской пропаганде организация запрещает использование терминов «исламский халифат», «джихад». Назначением «Аль Васатия», действующего по эгиде Совета муфтиев России, является сохранение в общине абхазских мусульман умеренного, ханефитского ислама, контроль мусульман с тем, чтобы в их кругах, особенно среди молодежи, не проявилась склонность к нетрадиционным, радикальным исламистским движениям.

Руководители «Аль Васатия» в Гудаутском районе ведут строительство большого исламского центра, которое планируется закончить к 2015 году. В центре предусмотрено создание библиотеки, молельной комнаты, классов по изучению основ ислама, магазинов и гостиниц.

Власти оккупированной Абхазии содействуют строительству исламского центра «Аль Васатия» в Гудауте, что вызвано благорасположением российской власти к данной организации. Вместе с тем, власти Абхазии не проявляют признаков особой заботы и покровительства к мусульманской общине. Абхазская элита опасается, что распространение ислама затруднит его контроль, что может стать причиной недовольства России.

Лидеры мусульманской общины Абхазии не раз становились жертвами физической расправы. В 2007 и 2010 годах на них было осуществлено несколько покушений, в 2012 году с участием российских спецслужб в Абхазии задержали членов т.н. абхазского джамаата (радикальная исламистская организация), которые обвинялись в планировке и приобретении оружия с целью террористических актов на территории Российской Федерации.

Управление мусульман Абхазии требует строительства новой большой мечети в Сухуми, поскольку по утверждению начальника управления Кварацхелия, количество последователей ислама увеличилось за счет абхазов, приехавших в 2012-2013 годах из Сирии. По требованию исламской общины администрация Сухуми выдала разрешение на строительство новой мечети. Однако до сих пор не удалось начать строительство из-за разных бюрократических и финансовых проволочек. Поэтому верующие на свои средства отремонтировали сухумскую мечеть. В Сухуми открылся специальный магазин, где мясные продукты продаются с соблюдением требований ислама (не ввозят свинину, алкогольные напитки).

Сфера внешних отношений Управления мусульман Абхазии определяется в основном связями с исламскими организациями России. Исламская организация «Гуманитарный фонд помощи» (IHH), действующая в Турции, снабжает Управление мусульман Абхазии религиозной литературой, и оказывает ей благотворительную помощь.

Совет муфтиев России контролирует паломничество абхазских мусульман в исламские святые места. С 2009 года абхазские мусульмане в составе группы паломников Российской Федерации ездят в главные центры мусульманской религии Мекку и Медину, находящихся в Арабском Королевстве, они пользуются квотой, выделенной для паломников России, и используют российские паспорта.

Абхазские власти объявили государственным праздником мусульманский «курбан байрам».

Мусульманская община на территории Абхазии, несмотря на малочисленность, отличается динамизмом, и проявляет тенденции роста. Мусульманская община не испытывает дискриминацию, и не находится в привилегированном положении. Во взаимоотношениях мусульманских и христианских абхазов не присутствует конфронтация, поскольку доминантным в абхазской общественности является не религиозный, а этнический фактор. Распространение ислама в Абхазии связано с незаконным процессом репатриации.

Заселение турецких и сирийских мусульманских абхазов в дома изгнанных из Абхазии грузин-христиан, вместе с тем категорическое непринятие грузинских беженцев, и дискриминация населения Гали явствуют о расистском оккупационном режиме в Абхазии, и по сути его антигрузинском, ксенофобском характере.