Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Где казахи перебегают дорогу белорусам на рынке Таможенного союза?

© East News / Polaris Images/Ryan Koopmans Грузовик на улице в Астане
Грузовик на улице в Астане
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Экономические инициативы властей Казахстана все чаще идут вразрез с интересами белорусских предприятий. Власти Казахстана объявили о своих планах превратить страну в альтернативный России и Белоруссии автосборочный цех.

Экономические инициативы властей Казахстана все чаще идут вразрез с интересами белорусских предприятий. Власти Казахстана объявили о своих планах превратить страну в альтернативный России и Белоруссии автосборочный цех.

На прошлой неделе Нурсултан Назарбаев торжественно открыл в Костанае сборочное производство Toyota . Был подписан также меморандум об организации в этом городе совместного производства автобусов и коммерческих автомобилей с итальянской компанией Iveco . Казахстан пытается составить конкуренцию Белоруссии и России на едином рынке автомобилей.

Проект по сборке Toyota пока ориентирован на выпуск всего 3 тысяч автомобилей в год и лишь теоретически может затрагивать интересы белорусских производителей Geely и Chevrolet Tracker (их с осени 2014 года планируется выпускать в Обчаке). Собираемые в Казахстане Toyota Fortuner, по крайней мере, на первой стадии будут продаваться только на местном рынке.

Другое дело анонсированный совместный проект казахстанцев с Iveco. Мощности предприятия на базе Костанайского дизельного завода составят не менее 25 тысяч автомобилей в год. Уже объявлено, что со своей продукцией оно выйдет на рынок Таможенного союза.

Кроме легких коммерческих автомобилей Iveco Daily и Iveco Power Daily, не предприятии собираются выпускать технику в тех сегментах, где присутствует МАЗ. Это — среднетоннажные и тяжелые грузовики с дизельными двигателями и городские низкопольные автобусы (у костанайских будут газовые двигатели).

Локализованное на территории Таможенного союза производство иномарок теснит местных производителей из России и Белоруссии во всех сегментах. Например, по итогам первого квартала 2014 года иномарки с долей 41% опередили на российском рынке КамАЗ (40,3%) в нише тяжелых грузовиков. МАЗ занял в этой позиции третье место с долей 11,3%.

Где не сошлись интересы Белоруссии и Казахстана

Насколько серьезным конкурентом МАЗу и КамАЗу станет проект по сборке казахстанских Iveco, можно будет судить только после того, как он начнет работать. Но некоторые решения, принятые властями Казахстана, уже создали проблемы для белорусских предприятий в машиностроительной и пищевой отраслях.

Квоты на зерноуборочные комбайны. В конце прошлого года Евразийская экономическая комиссия заменила специальную пошлину, установленную на ввоз зерноуборочных комбайнов из-за пределов Таможенного союза, на квоты. На этом решении настоял Казахстан, заинтересованный в поставках импортной высокотехнологичной техники.

И теперь в 2014 году Белоруссия может ввезти 50 импортных комбайнов, Казахстан — 300 зерноуборочных комбайнов, Россия — 424 единицы техники. Квотирование сохранится и на протяжении 2015-2016 годов. В следующем году Белоруссия имеет возможность импортировать 52 комбайна. В 2016 году на территорию страны может быть поставлено 34 единицы техники. Казахстан сможет ввезти в 2015-2016 годах соответственно 309 и 204 западноевропейских или американских зерноуборочных комбайнов, Россия — 437 и 288 единиц импортной техники.

Очевидно, что это решение пошло не на пользу «Гомсельмашу». Предприятие вынуждено сократить и даже прекратить поставки на казахстанский рынок.

По данным Национального статистического комитета Белоруссии, в первом квартале текущего года поставок белорусской зерноуборочной техники в Казахстан не было. «Гомсельмаш» продавал свою продукцию в России, Украине, Монголии, Польше и Ираке. Поставки в Россию упали с 74 штук в первом квартале 2013 года до 35 в первом квартале нынешнего года.

«Мясо старых коров». В октябре прошлого года с претензиями к качеству белорусской говядины, завозимой на рынок Казахстана, выступил глава страны Нурсултан Назарбаев. «Мне говорят, корову надоили, отработали свое, режут, и пусть казахи кушают. Старых коров нам отправляют, а молодых себя оставляют. Вы знаете, что мясо старой коровы кошкам дают», — эмоционально высказался глава Казахстана на фоне объявления планов своей страны по экспорту мяса.

Официально никаких решений принято не было. Но если в январе-марте 2013 года Белоруссия поставила в Казахстан 89 тонн свежего или охлажденного мяса говядины на 315 тыс. долларов, то в первом квартале текущего года – ничего. Почти на 25% упали поставки замороженной говядины (с 8,2 млн. долларов до 6,3 млн. долларов), отмечается в отчете Национального статистического комитета Белоруссии.

Влажные окорочка. В конце прошлого года на уровне Министерства сельского хозяйства были озвучены претензии по качеству мяса птицы, поставляемого в Казахстан из России и Белоруссии. Представители казахстанской ветслужбы предупредили о введении запрета на ввоз его на территорию страны, если не будут устранены несоответствия по маркировке, содержанию влаги и микробиологическим показателям.

В итоге с конца марта 2014 года Казахстан ввел запрет на поставку мяса птицы, произведенного ОАО «Смолевичи Бройлер» и некоторыми российскими компаниями, аргументировав это превышением массовой доли влаги в 1,5-3 раза от установленной нормы. Кроме того, в мясе белорусской фабрики были обнаружены сальмонеллы.

«Смолевичи Бройлер» входит в состав одного из крупнейших в Таможенном союзе производителя куриного мяса «Серволюкс», созданного белорусским бизнесменом Евгением Баскиным. По итогам прошлого года «Серволюкс» занял в Таможенном союзе седьмое место по объему произведенного мяса.

Неконкретный алкоголь. С июня месяца остановлены поставки в Казахстан и белорусского алкоголя. Продукция белорусских, а также итальянских, французских, шотландских, российских и других производителей не устроила Агентство по защите прав потребителей по причине «нарушений требований национального законодательства и требований, установленных технических регламентом Таможенного союза».

Агентство отмечает недостоверное указание на маркировке противопоказаний об ограничении употребления лицам в возрасте до 18 лет, отсутствие при маркировке информации наименования и местонахождения изготовителя или импортера алкогольной продукции, наличие поврежденной и нечеткой маркировки на этикетке, текст которой не позволяет ознакомится с содержанием, а также отсутствие или нанесение неполной информации на государственном языке.

В Казахстане есть крупный производитель собственного алкоголя – компания «Кокшетауминводы», которая производит продукцию под брендом «Хаома». По итогам 2013 года этот бренд занял 118 место в мире по объемам выпуска и реализации.