Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Для создания Евразийского союза Кремль будет давать Минску преференции

© РИА Новости Сергей Гунеев / Перейти в фотобанкПрезидент РФ Владимир Путин и президент Беларуси Александр Лукашенко
Президент РФ Владимир Путин и президент Беларуси Александр Лукашенко
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
С какой целью Россия создает Евразийский союз? Почему белорусы не чувствуют позитивных результатов евразийской интеграции? Будет ли Евразийский союз создан к 2015 году и будет ли он настолько же силен, как его европейский прототип? Российский взгляд на евразийскую интеграцию представляет преподаватель МГИМО политолог Игорь Истомин.

С какой целью Россия создает Евразийский союз? Почему белорусы не чувствуют позитивных результатов евразийской интеграции? Будет ли Евразийский союз создан к 2015 году и будет ли он настолько же силен, как его европейский прототип? Российский взгляд на евразийскую интеграцию представляет преподаватель Московского государственного института международных отношений (МГИМО) политолог Игорь Истомин.

Какие цели ставила перед собой Россия, создавая Таможенный союз и Единое экономическое пространство? Цели прежде экономические - утверждает Игорь Истомин.

И. Истомин: Это формирование крупнейшего рынка, который был бы более конкурентоспособен в современной глобальной экономике. Вторая причина - это использование позитивного опыта других стран, в частности позитивного опыта экономического регулирования Казахстана, для создания стимулов по трансформированию различных российских ведомств в условиях обострения конкуренции.

При этом реально рынок вырос только на 10%, так как Белоруссия беспошлинно торгует с Россией уже более 15 лет. Многие эксперты говорят, что эффект от увеличения рынка наступит только тогда, когда к таможенной «тройке» присоединится Украина. Но Киев этого пока не хочет. Евразийский союз создается также с политическими целями - говорит Игорь Истомин.

И. Истомин: Существует проблема стабилизации стран Центральной Азии. Это прежде всего «кандидаты в кандидаты» в Евразийский союз - Киргизия и Таджикистан. Там нестабильная политическая обстановка, есть множество других проблем.

Аналитик признает, что российский интеграционный проект вступает в конкуренцию с Евросоюзом и интересами Китая.

И. Истомин: Прежде всего мы сталкиваемся с интересами Китая, позиции которого в Центральной Азии довольно сильны. Ему не нравится, что мы вводим пошлины на некоторые китайские товары. С другой стороны, есть Европейский союз, которому очень нравится, как развивается Евразийская интеграция в отношении стран Центральной Азии, но он хотел бы исключить из нее Украину и Белоруссию - западную часть постсоветского пространства. Украина - большой рынок. От того, по чьим правилам он будет работать, зависит от того, кто на нем будет зарабатывать. Такой банальный коммерческий вопрос стоит перед Россией - вместе с политическими интересами.

Несмотря на то, что Таможенный союз Белоруссии, России и Казахстана существует уже 3 года, особого восторга от его работы в Белоруссии пока не видно. Критика звучит не только из уст населения, но и некоторых чиновников. Белоруссия не почувствовала улучшения экономической ситуации, поскольку и раньше была интеграция с Россией - говорит Игорь Истомин.

И. Истомин: Любые крупные перемены вызывают как позитивные, так и негативные последствия. Кто-то выигрывает, кто-то теряет. Главы Казахстана и Белоруссии посчитали оправданными имиджевые потери, вытекающие из того, что во многих случаях пострадали потребители. Взамен белорусские и казахские производители получили дополнительные возможности продавать свои товары на российском рынке. От интеграционных процессов нельзя ожидать сразу больших доходов. Проблема во взаимоотношениях России и Белоруссии заключается в том, что наши рынки были сильно интегрированы и раньше. Поэтому влияние Единого экономического пространства на эти страны оказалось меньшим. Мало что изменилось. А вот для Казахстана перемены были намного более существенными.

Евросоюз силен своими независимыми и авторитетными органами - Еврокомиссией и Европейским судом, к которым прислушаются правительства 28 стран. Можно ли надеяться, что Евразийская экономическая комиссия будут услышана и Кремлем, и Астаной?

И. Истомин: В договорах прописано больше полномочий, чем наднациональные органы реально используют. Надо понимать, что страны, о которых мы говорим, имеют очень молодую государственность - им всего чуть более 20 лет. Они очень берегут свой суверенитет. Поэтому ожидать, что сразу возникнут мощные наднациональные структуры, было бы абсурдно. Если наднациональный компонент будет усиливаться (а это, скорее всего, состоится с расширением совместного технического регулирования), то это будет очень медленный процесс.

Нурсултан Назарбаев и АлександарЛукашенко пока честно выполняют подписанные соглашения, так как видят в евразийской интеграции свой интерес. Поэтому Россия должна давать своим соседям определенные преференции, чтобы интеграционный проект развивался - говорит российский политолог.

И. Истомин: В Евразийской интеграции нужна позитивная дискриминация, чтобы Белоруссия и Казахстан получали чуть больше, чем Россия. И России, скорее всего, придется с этим смириться. Иначе интеграция не будет развиваться. Однако этого «немного» не должно быть слишком много, чтобы не было нахлебничества, которое очень сильно ухудшило перспективы Союза Белоруссии и России. Это очень сложный с политической точки зрения баланс.

Соглашение о Евразийском союзе должно быть подписано и вступит в силу в 2015 году. Однако будут ли эти планы выполнены - пока неизвестно, говорит политолог Игорь Истомин. Как неизвестно и то, удастся ли в ближайшие годы вовлечь в интеграционный проект Украину.

Перевод: Светлана Тиванова.