Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Дни, которые вернули достоинство

Празднование при Ющенко 1020-летия крещения должно стать руководством для юбилея-2013

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Приближается очередной религиозный юбилей – 1025-летие крещения Руси-Украины. Как-то так получается, что большинство новостей о приготовлении к праздничным мероприятиям приходят из Москвы. Именно глава Русской православной церкви патриарх Кирилл четче других обрисовал программу юбилейных акций.

Приближается очередной религиозный юбилей – 1025-летие крещения Руси-Украины. Как-то так получается, что большинство новостей о приготовлении к праздничным мероприятиям приходят из Москвы. Именно глава Русской православной церкви патриарх Кирилл четче других обрисовал программу юбилейных акций: мол, торжества начнутся 24 июля в Москве, «в день памяти святой благоверной княгини Ольги, бабушки князя Владимира, – можно сказать, первой христианки во власти», будет богослужение в храме Христа Спасителя, на которое приглашены предстоятели поместных православных церквей, предусматривается также «народный фестиваль», и уже потом «все переместятся в Киев, где состоится торжественное богослужение на Владимирской горке». Туда тоже приглашают глав православных церквей и государств.
 
Подобный юбилей Украина проходила не так давно – 25-27 июля 2008 года в Киеве прошло масштабное празднование 1020-летия крещения Киевской Руси. По оценке экспертного сообщества, именно те три июльских дня можно считать историческими не только для развития украинского православия. Впервые в истории Украины для участия в праздновании была привлечена фактически вся полнота мирового православия.
 
Автор этих строк в 2007-2010 годах работал главным консультантом по вопросам государственно-церковных отношений секретариата Президента Украины (когда президентом был Виктор Ющенко), принимал непосредственное участие в организации празднования – как ответственный секретарь оргкомитета и оперативного штаба по подготовке и проведению мероприятий, в подготовке соответствующих аналитических материалов, поручений и проектов указов главы государства. Поэтому есть повод вспомнить, как это было тогда.
 
Инициатива шла «снизу»
 
Это был один из случаев, когда инициатива снизу нашла поддержку наверху, то есть у высшего руководства государства. Обязанность госслужащих – вовремя заметить такие стремления и поддержать на государственном уровне. Другое – слаженные действия всех государственных институтов для достижения конкретного результата. Это также было частью достигнуто, если не принимать во внимание, что премьер-министр Юлия Тимошенко самоустранилось от участия в тех мероприятиях или предпочла, чтобы остаться, в буквальном смысле, сбоку.
 
Инициатором празднования была Украинская православная церковь в юрисдикции Московского патриархата. Синод УПЦ в конце 2007 года заявил о намерении отметить 1020-летие крещения Киевской Руси, как на церковном, так и на государственном уровне.
 
Эта своевременная инициатива нашла искренний отклик со стороны УПЦ Киевского патриархата, Украинской автокефальной православной и греко-католической церквей. Радостно приветствовали эти намерения представители других христианских церквей и религиозных организаций. Звучали предложения, чтобы день крещения Киевской Руси – 28 июля – провозгласить государственным праздником.
 
Так для Президента была сформирована позиция ведущих христианских церквей по празднованию юбилейной даты киевского крещения. Виктор Ющенко своим указом от 24 марта 2008 создал государственный оргкомитет по подготовке и проведению празднования на государственном уровне. В комитет были делегированы представители УПЦ МП, УПЦ КП, УАПЦ, УГКЦ, а возглавил его Леонид Кравчук.
 
Уроки празднований 1888 и 1988
 
Посильную помощь в подготовке мероприятий тогда предоставила НАН Украины, ее академические институты гуманитарного профиля, ведущие университеты. Были изучены материалы архивов по празднованию юбилейных церковных дат, в частности, особенно, мероприятий в Киеве по случаю 900-летия и 1000-летия крещения Киевской Руси.
 
Первый юбилей в 1888 году под лозунгом «900-летие крещения русского народа» состоялся с имперским величием – различные мероприятия продолжались в течение одной недели. Стоит заметить, что это было четвертое празднование во второй половине XIX в. величия Российской империи, и должно было оно завершиться в Киеве на 900-летие крещения. До этого в 1862 году в Новгороде отмечали 1000-летие со времени основания Русского государства с освящением построенного памятника тысячелетия России. В 1862 году было проведено празднование 1000-летия по случаю слова Божия и богослужений на славянском языке, который основал славяно-русскую письменность. Эти празднования повторились в 1885 году по случаю 1000-летия святого Мефодия, который завершил труд брата Кирилла.
 
Стоит напомнить, что празднование 1888 года в Киеве проходило на фоне репрессий против украинцев после печально известного Валуевского циркуляра (1863 года) и Эмского указа (1876 года) о запрете украинского языка. Относительно причастности украинцев к 900-летию крещения, разве что можно вспомнить открытие во время празднования памятника Богдану Хмельницкому на Софийской площади.
 
Со вторым, в 1988 году, празднованием 1000-летия – при советской власти – вообще произошел казус, поскольку все главные празднования был проведен в Москве и других городах России. И только по настоянию тогдашнего экзарха РПЦ в Украине митрополита Филарета в программу празднований включили и Киев.
 
В Оперном театре им. Шевченко было проведено юбилейное заседание. Но даже сиротское киевское празднование вызвало в Украине значительный духовный подъем. На улице бушевала перестройка.
 
Ради правды нужно знать, что политбюро ЦК КПСС к празднованию 1000-летия крещения подтолкнули украинцы. УАПЦ в диаспоре и УГКЦ в Риме за два года до юбилея развернули такую ​​широкомасштабную акцию вокруг будущего 1000-летия, что кремлевским ортодоксам пришлось спрятать «настольную книгу атеиста» надолго в шкаф.
 
Что сказал Вселенский патриарх
 
Главным событием юбилейных торжеств 2008 был визит в Украину Вселенского Патриарха. Концептуальное обращение Патриарха Варфоломея к украинскому народу – это была конкретная программа действий для реализации украинской идеи – образования единой поместной православной церкви, восстановление исторической справедливости, возвращение к своим корням, своему полноценному месту в семье православных народов.
 
К сожалению, это обращение не известно широкой публике, не напечатано массовыми тиражами. Приведу некоторые цитаты из этого исторического документа:
 
«Инициатива общественных, политических, религиозных и духовных лидеров великого народа Украины относительно проведения официального празднования 1020-й годовщины твердого решения Великого князя Владимира принять христианскую веру от Вселенского патриархата как официальную религию для народа Киевского государства и, соответственно, для всех удельных русских княжеств является не только обязательством перед набожным народом Украины, но и является важным для будущего во время быстрых и решающих перемен в мире. (...)
 
Выбор веры был с разных сторон решающим фактором для исторической судьбы всех народов мира. С одной стороны, потому что он наполнял и оживлял их специфические особенности интеллектуальной идентичности, а с другой стороны, что он, в большей или меньшей степени, определил суть их национального сознания. (...)
 
Гражданское, политическое, церковное и, в целом, интеллектуальное руководство украинского народа имеет общую обязанность – использовать как можно шире в допустимых пределах данный Богом дар крещения не только для того безотлагательного исправления разной путаницы и травмы исторического прошлого, но и для восстановления объединяющей роли, которую играла Православная церковь в сознании Христолюбивой украинской нации. Продолжение этой путаницы в этнофилетических или политических целях, несоответствующих духовному характеру Церкви забрало бы объединяющую силу крещения и еще больше обострило бы существующее опасное разделение церковного тела, деление, которое разрушает не только духовное единство, но и гражданское достоинство украинского народа и несет в себе очевидные проблемные последствия для будущего Украины».
 
Противодействие Русской церкви
 
В целом, если смотреть прямые телетрансляции киевских юбилейных мероприятий, рассматривать красивые фоторепортажи в СМИ, создавалось впечатление того, что все происходило идеально – имеем почти братское единение христианского народа, торжество православия. Однако действительность была совсем другой. Нашлась сила, которая не желала этого и противодействовала проведению киевского юбилея в предложенном оргкомитетом формате.
 
Эта сила – Русская православная церковь с мощной поддержкой государственного аппарата РФ. Уж очень болезненным является для РПЦ этот «вечный вопрос» наследия Киевской Руси, точнее – единоличного владения этим наследием и трактовки его для собственной политической цели. К сожалению, это великое наследие еще не стало духовной сущностью, как для украинцев, так и для россиян.
 
Накануне киевского юбилея РПЦ 24-29 июня 2008 года срочно собрала архиерейский собор, на котором главной темой было рассмотрение так называемого «украинского вопроса». 27 июня собор принял определение «О единстве Церкви». Приведем некоторые тексты этого документа на языке оригинала:
 
«Днепровская купель крещения явилась общим истоком подвижничества и духовной жизни, государственной и христианской культуры наших народов. Здесь родилась Святая Русь, которая есть Родина для всех нас, наше общее цивилизационное пространство. Его целостность подвергалась тяжким испытаниям. На протяжении веков многие силы пытались разрушить или радикально перекроить это пространство. Но по милости Божией эти попытки не достигли цели. (...)
 
...Пересмотр  канонического статуса Украинской  православной церкви является  неполезным для современной церковной  жизни Украины. Такой пересмотр не может стать инструментом консолидации Церкви в условиях, когда украинское общество поляризовано на восток и запад. Подобное развитие событий создает угрозу целостности украинского государства, благоденствие которого дорого всем чадам Святой Руси.
 
Угрозы церковному единству в настоящее время существуют не только в пределах Поместной Русской Церкви, но и в жизни Вселенского Православия. Они исходят прежде всего из неосторожных попыток ревизии многовековых устоев церковных взаимоотношений, запечатленных в священных канонах Церкви. Дорожа единством со всеми Поместными Православными Церквями и с Матерью — Церковью Константинопольского Патриархата, с которым многовековыми историческими узами неразрывно связано наследие Святой Руси, Собор выражает глубокую озабоченность в связи с тенденциями пересмотра канонической традиции, проявляющимися в высказываниях и действиях некоторых представителей Святой Константинопольской Церкви. (...)
 
...Настоящий  Собор призывает Святейшую Константинопольскую  Церковь впредь до общеправославного рассмотрения перечисленных новшеств проявлять осмотрительность и воздержаться от шагов, могущих взорвать православное единство. Особенно это относится к попыткам пересмотра канонических пределов Поместных Православных Церквей».
 
Два различных взгляда
 
Сделаем анализ двух приведенных отрывков – и увидим два различных взгляда в смысле места в истории и миссии Украины. С одной стороны, это путь в семью европейских народов, которые знают и ценят вклад украинского народа в мировое духовное наследие, а с другой – сдерживание украинцев в парадигме имперских мифов и духовной самоизоляции.
 
Таким образом, оказывалось беспрецедентное давление и на Вселенского патриарха, и на патриархов поместных православных церквей с тем, чтобы они не принимали участия в юбилейных мероприятиях крещения Киевской Руси. В Украине была проведена «замаскированная» мобилизация внутренних сил – сторонников так называемой доктрины «русского мира».
 
Обо всех этих «тайнах» празднования 1020-летия крещения, надеюсь, расскажет в мемуарах Виктор Андреевич Ющенко. Поучительная история празднования этого юбилея требует отдельного исследования и раздела в учебниках истории.
 
В киевской речи Патриарх Варфоломей назвал очевидные для европейского сообщества вещи своими именами: незаконные захваты территории Украины Петром I и присоединение Киевской митрополии к Московскому патриархату в XVII веке. На Софийской площади Вселенский патриарх напомнил христианскому миру о праве Матери-Церкви исправить историческую несправедливость и о неоспоримом праве украинского народа иметь свою поместную православную церковь. Во время празднований стало очевидным и то, что эту позицию Вселенского патриархата разделяет и большинство поместных православных церквей.
 
Празднование на государственном уровне 1020-летия крещения сделало доброе дело. Это событие вернуло украинскому народу достоинство. Теперь ежегодно 28 июля в Киеве и по всей Украине все больше людей присоединяется к празднованию памятных событий крещения. Подтверждение этому – многотысячные крестные ходы к памятнику князю Владимиру.
 
Неосуществленные проекты
 
Еще 10 ноября 2009 гда президент Ющенко подписал Указ «О праздновании на Украине 1025-летия крещения Киевской Руси». К юбилею 2013 года предполагалось осуществить широкомасштабный план мероприятий стратегического значения, в частности, подготовить и начать выпуск многотомной Украинской православной энциклопедии, Энциклопедии сакрального искусства Украины, каталога разрушенных храмов и монастырей, создать художественные и документальные фильмы об историческом пути христианства в Украине и тому подобное. К сожалению, этим планам к юбилею не суждено было осуществиться. Работа по их реализации со сменой власти приостановлена.
 
Вскоре будем отмечать 1025-летие крещения. Но станет ли нынешнее празднование следующим шагом к созданию Украинской единой поместной православной церкви? Или Русская церковь реализует у нас тот план, который был очерчен в ее идеологическом обращении-2008, который работает на единство лишь так называемого «русского мира»?..
 
Перевод: Антон Ефремов.