Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Пружина напряженности на Северном Кавказе

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Реальное последствие убийства – вероятная дестабилизация обстановки. С.Афанди был влиятельным духовным лидером с большим количеством последователей. Среди них может оказаться немало тех, кто захочет отомстить за смерть учителя. С другой стороны, у части из них после потери духовного и морального авторитета может возникнуть соблазн вступить в ряды радикальных исламских группировок.

Внимание к российскому Северному Кавказу не ослабевает. Процессы, происходящие в данном регионе, показывают, что до мира и стабильности там еще далеко, а события дестабилизирующего характера сжимают пружину напряженности, которая в любой момент может разжаться в виде нового вооруженного конфликта.

В конце августа в Дагестане был убит один из самых влиятельных духовных лидеров этой республики РФ – шейх Саид Афанди. В его дом, двери которого всегда были открыты для верующих, пришла смертница и привела в действие взрывное устройство. Кроме шейха и смертницы, погибли еще шесть человек.

Афанди исповедовал суфизм, был сторонником традиционной и умеренной исламской веры. Считается, что убийство могли организовать салафиты, которых отождествляют с ваххабизмом. С. Афанди, действительно, выступал против радикальных исламистов, но во имя мира в республике он стремился к сближению суфиев и салафитов. Поэтому существует версия, в соответствии с которой убийство могли организовать российские спецслужбы, которые не заинтересованы в появлении в Дагестане единого мусульманского движения.

Читайте также: Как добится мира на Северном Кавказе

Реальное последствие данного убийства – вероятная дестабилизация обстановки в республике. С.Афанди был очень влиятельным духовным лидером с большим количеством последователей. Среди них может оказаться немало тех, кто захочет отомстить за смерть своего учителя. С другой стороны, у части из них после потери духовного и морального авторитета может возникнуть соблазн вступить в ряды радикальных исламских группировок. Дагестан потерял человека, чей голос в трудный час мог сдержать, по крайней мере, часть мусульман от участия в вооруженном гражданском противостоянии.



При этом обращают на себя внимание и странные события в Грузии. На территорию этого государства из Дагестана просочился отряд боевиков, которые взяли в заложники несколько местных жителей. В состав банды входили не только жители России (из Дагестана, Чечни и Ингушетии), но и выходцы из Грузии. Журналистка Ю. Латынина выдвинула версию о том, что боевики просто заблудились ночью и перешли границу случайно.

Тем не менее, на появление вооруженных людей на территории Грузии отреагировали силовые структуры страны, которые направили в приграничное Лопотское ущелье многочисленные силы полиции и армии. Им удалось освободить заложников: боевики сами отпустили похищенных гражданских лиц после того, как взяли в заложники пограничные патрули, которых обменяли на согласившихся стать заложниками сотрудников органов внутренних дел. По другой версии, боевики для того, чтобы избежать конфликта с грузинскими силовыми структурами, сами отпустили всех заложников. Однако после того, как они отказались сдаться, произошло столкновение, в результате которого было уничтожено 11 бандитов и погибло трое представителей силовых структур, а шести преступникам удалось скрыться.

Также по теме: Убийство суфия нарушит согласие на Кавказе


Вполне вероятно, что отряд боевиков мог пересечь границу с целью избежать преследования в Дагестане. Однако представитель ФСБ В. Шибаев заявил, что нарушение российско-грузинской границы не было зафиксировано, а произошедшие события расценил как провокацию грузинских спецслужб. С другой стороны, источник в МВД Дагестана подтвердил, что вооруженные люди, попали в Грузию с территории России, и даже назвал банду, к которой они принадлежали.

В Грузии также говорят о провокации, но организованной российскими спецслужбами. Первого октября в стране пройдут выборы в парламент. По мнению независимых аналитиков, победу на них, скорее всего, одержит партия M.Саакашвили, в то время как Кремль заинтересован в том, чтобы к власти в Грузии пришли иные политические силы, и дестабилизация ситуации может повысить популярность оппозиционных партий. Есть мнение, что Москва вообще готовится к новому военному конфликту с Грузией с целью свержения М.Саакашвили и возвращения страны в сферу влияния России.

Возвращаясь к теме Северного Кавказа, можно вспомнить и заочный «разговор» лидеров Чечни и Ингушетии. В начале августа президент Чечни Р.Кадыров обвинил ингушское руководство в пособничестве боевикам: они якобы проникают на территорию Чечню со стороны Ингушетии, где нашли убежище. Президент Ингушетии Ю. Евкуров отреагировал на предъявленное обвинение сдержанно: сказал, что не понимает, о чем идет речь.

Читайте также: Кадыров может взорвать Кавказ?

Ингушетия заботит Р. Кадырова уже не в первый раз. Чеченский лидер хотел бы вернуть часть территории, которая была «утеряна» в 1992 году после распада бывшей Чечено-Ингушской автономной республики, а в будущем, возможно, и всю Ингушетию. Это объясняет, почему Р.Кадыров считает соседнюю республику проблемной территорией по сравнению с Чечней, где он «навел порядок».

Таким образом, мы наблюдаем новую фазу роста напряженности в регионе. Долгое время самой нестабильной на Северном Кавказе была Чечня. Затем уровень внутренней напряженности заметно возрос в Ингушетии. Сегодня в роли «лидера» - Дагестан. Взрыв ситуации на Северном Кавказе, равный по масштабам чеченской войне, прогнозируется уже давно, и нынешние события могут стать его прелюдией.