Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Россия пытается раз и навсегда покончить с американским продвижением демократии

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Госсекретарь Хиллари Клинтон прибыла 8 сентября на саммит АТЭС во Владивосток. Сев за стол переговоров вместе с российским министром иностранных дел Сергеем Лавровым, она начала обсуждать вопросы противоракетной обороны и ситуацию в Сирии, поговорила о стремлении Ирана стать обладателем ядерного оружия. И тут Лавров сбросил "бомбу": начиная с 1 октября, американская организация USAID должна полностью прекратить свою деятельность на территории Российской Федерации.

Москва – Когда госсекретарь Хиллари Клинтон прибыла 8 сентября на саммит АТЭС во Владивосток, в повестке дня появился один совершенно неожиданный для нее пункт. Сев за стол переговоров вместе с российским министром иностранных дел Сергеем Лавровым, она начала обсуждать вопросы противоракетной обороны и ситуацию в Сирии, поговорила о стремлении Ирана стать обладателем ядерного оружия. И тут Лавров сбросил "бомбу": начиная с 1 октября, американская организация USAID должна полностью прекратить свою деятельность на территории Российской Федерации. Спустя четыре дня российский МИД представил эту новость в письменном виде.

USAID - это государственное агентство развития, созданное в 1961 году Джоном Кеннеди. Свою деятельность в России эта организация начала сразу после окончания холодной войны. Ее цель заключалась в том, чтобы помочь России осуществить переход от командной экономики к рыночной. За это время агентство помогло россиянам составит проекты земельной и налоговой реформы, пыталось с рывка завести сектор малого бизнеса за счет микрокредитов, а также продвигало инициативы в области здравоохранения, помогая России решать колоссальные проблемы со СПИДом и туберкулезом.

Читайте также: Почему некоторые страны так ненавидят американские НПО?

В основном организация финансирует инициативы в сфере демократии и гражданского общества. Сегодняшнее представительство USAID - это лишь бледная тень былой организации. Его бюджет составляет менее 50 миллионов долларов, в то время как в 1995 году он был равен 207 миллионам. И тем не менее, USAID по-прежнему почти полностью финансирует бюджеты целого ряда известных российских организаций -таких, как авторитетное правозащитное объединение исторической памяти «Мемориал», российское отделение Transparency International и неправительственная организация «Голос», осуществляющая мониторинг во время выборов. Эти организации вызывают серьезное  раздражение у Кремля совсем не случайно: он часто становится объектом их критики.


Разговоры о закрытии USAID в Москве велись уже давно, но сегодняшнюю новость невозможно оценить в полной мере, если не проанализировать сначала политический фон, состоящий из непрекращающихся антиправительственных протестов и все более жестких действий Кремля по их подавлению. Основы для принятия такого решения были заложены еще в мае, когда российский парламент принял закон, требующий, чтобы организации, участвующие в политической жизни страны и получающие финансирование из-за рубежа, регистрировались в качестве «иностранных агентов». Новое решение - это очередной шаг в данном направлении, грозящий полностью перекрыть денежный кран.

Также по теме: Комитет Думы рекомендует принять законопроект о НКО

Лилия Шибанова, возглавляющая «Голос», видит в этом нечто более зловещее. «Голос» и его армия требовательных наблюдателей за выборами стали любимцами американского правительства и посла США в России. Но по мнению Путина, эта организация является помехой. Кремлю нравится, когда выборы проходят по его сценарию. Прошлой осенью, за неделю до проведения парламентских выборов, Путин сделал по «Голосу» пробный выстрел, заявив: «Представители некоторых иностранных государств собирают тех, кому они платят деньги, так называемых грантополучателей, проводят с ними инструктажи, настраивают их на соответствующую «работу», чтобы самим влиять на ход избирательной кампании в нашей стране». Затем он добавил: «Иуда - не самый уважаемый библейский персонаж в нашем народе». Вскоре после этого в отделениях «Голоса» прошли обыски.

Шибанова считает, что новое решение - это очередная мера по закручиванию гаек. «Если то, что я слышу, правда, то крайним сроком будет 1 октября. Затем правительство постарается в срочном порядке закрыть нас, сделав это до региональных выборов, который состоятся 14 октября, - сказала она. – Выбор времени кажется мне весьма подозрительным».

Читайте также: Россия - возвращение к КГБшной параное?

Американское правительство, со своей стороны, утверждает, что это отнюдь не означает его отказ от поддержки борьбы за гражданские права в России. «Мы свою политику не меняли», - заявил один высокопоставленный руководитель. С аналогичным заявлением ранее выступила пресс-секретарь Госдепартамента Виктория Нуланд (Victoria Nuland), которая сказала, что внешнеполитическое ведомство США будет и дальше «настойчиво поддерживать демократию, права человека и создание более активного и действенного гражданского общества в России». В декабре прошлого года в сенатском комитете по международным отношениям давал показания помощник госсекретаря Томас О.Мелиа (Thomas O. Melia), который озвучил идею администрации о создании фонда на 50 миллионов долларов, чтобы за счет этих средств финансировать развитие демократии в России. Сегодня эта инициатива приобретает новую актуальность в связи с кремлевским решением и демонстративным обещанием Госдепартамента продолжать работу в данном направлении – будь то USAID или другие организации и каналы.

«В этом нет ничего нового, - говорит директор российского отделения Transparency International Елена Панфилова. – В 2005 году, когда они нашли камень (британскую шпионскую камеру, замаскированную под булыжник), они начали охоту за иностранными спонсорами. Тогда нас покинули многие доноры, но мы выжили». Панфилова говорит, что она вместе со своими сотрудниками просто нашла другую работу, и часть своих зарплат они начали отдавать на осуществление своего проекта. И хотя в такой обстановке поиски спонсоров внутри страны становятся все более затруднительными, Панфилова надежду не теряет. «Разберемся, - говорит она. – Мы - люди неглупые».