Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Приоритеты внешней политики РФ

© пресс-служба посольства РФПосол России в Молдавии Валерия Кузьмин
Посол России в Молдавии Валерия Кузьмин
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Тезисы лекций Посла России в Молдавии, кандидата исторических наук В.И.Кузьмина для студентов вузов Молдавии.

Тезисы лекций Посла России в Молдавии, кандидата исторических наук В.И.Кузьмина для студентов вузов Молдовы
февраль 2011 года


О ПРИОРИТЕТАХ РОССИЙСКОЙ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ
НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

1. Основные тенденции в развитии международных отношений

- формирование нового многополярного миропорядка, который должен быть более демократичным, более устойчивым и соответствующим реалиям мира по окончании «холодной войны»;
- основная парадигма международных отношений более не определяется конфронтацией, а все больше основывается на сотрудничестве.
Соответственно этим тенденциям меняется и характер задач дипломатии, которые в России формулируются следующим образом:
- коллективные (в формате «сетевой дипломатии») решение крупнейших международных проблем и поиск ответов на глобальные вызовы;
- одним из главных приоритетов дипломатии становится выработка «объединительной повестки дня».

2. Приоритеты российской внешней политики на рубеже второго десятилетия XXI века

Обеспечение максимально благоприятных условий для внутреннего развития Российской Федерации и прежде всего политической, социально-экономической, научно-технической модернизации общества. Производным результатом этих усилий должно стать обеспечение достойного места России в новом формирующемся мироустройстве.

3. Главные направления развития международного сотрудничества

Приоритетным направлением российской внешней политики является углубление широкомасштабного сотрудничества с ближайшими соседями – партнерами по СНГ, которое было отмечено в прошедшем году весомыми результатами: создан и начал функционировать Таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России, наметилась реальная перспектива создания Евразийского экономического союза; координация в ОДКБ и ЕврАзЭС; сделаны серьезные шаги вперед в развитии партнерства с Украиной (включая вопрос о продлении аренды базы ЧФ), Белоруссией и Казахстаном.

Важнейшими вехами стали подписание российско-американского Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ), а также договора о сотрудничестве в мирном использовании атомной энергии, согласование условий вступления РФ в ВТО и, в целом, – позитивная «перезагрузка» российско-американских отношений в партнерстве с администрацией президента Б.Обамы в различных областях (противодействие международному терроризму, укрепление режима нераспространения ядерного оружия, включая т.н. иранскую ядерную программу, начало пересмотра стратегической концепции взаимоотношений Россия-НАТО, ситуация на Корейском полуострове и т.д.).

По инициативе России  была запущена широкая дискуссия по предложенному Президентом России Д.А.Медведевым проекту Договора о европейской безопасности (ДЕБ), а также по теме модернизации режима контроля за обычными вооружениями в Европе. Данный комплекс проблем имеет жизненно важное значение и для Молдавии, хотя в Москве до сих пор не получили от Кишинева развернутого ответа на наш проект ДЕБ.  Мы выступаем за превращение ОБСЕ в универсальную региональную организацию в Европе, настаиваем на принятии ее Устава (проект внесен Россией).

По-прежнему актуальной сферой работы российской дипломатии остается вывод из тупика ситуации вокруг Договора об обычных вооружениях в Европе (ДОВСЕ). В 2007 году Россия объявила и сохраняет мораторий на выполнение своих обязательств по адаптированному ДОВСЕ, она выполнила все свои т.н. «стамбульские обязательства» по этому договору в отношении Грузии и в отношении вооружений и военной техники в РМ (Молдавия при этом соглашение об адаптации ДОВСЕ не ратифицировала.) «Недовыполненным» осталось только намерение вывезти боеприпасы со складов в приднестровском с.Колбасна, поскольку из-за позиции Кишинева в 2003 году прекратились политические переговоры по приднестровскому урегулированию, а Тирасполь заявил о том, что воспрепятствует дальнейшей эвакуации боеприпасов. Выход из ситуации с ДОВСЕ мы видим на пути адекватного учета реалий, сложившихся на европейском континенте (расширение НАТО, создание американских баз в Румынии, Болгарии, Косово и т.д.), прежде всего, в плане отмены «фланговых ограничений» для РФ.

Особенно важно понимать, что Россия уже давно не рассматривает НАТО как угрозу своей национальной безопасности, но расценивает как серьезный риск для себя стремление Альянса – в нарушение действующих норм международного права – присвоить полномочия по применению военной силы практически в любом регионе мира. На лиссабонском саммите НАТО в 2010 году после длительного перерыва состоялась сессия Совета Россия-НАТО (СРН), на которой впервые была поставлена задача совместного изучения рисков и угроз безопасности России и НАТО (хотя из Брюсселя поступают и противоположного рода сигналы). Многое будет зависеть от согласования взаимоприемлемой концепции ЕвроПРО.

Евросоюз уже многие годы является стратегическим партнером России. В 2010 году между нами было заключено дополнительное соглашение «Партнерство ради модернизации». В активной фазе находятся переговоры об обновлении договора о стратегическом партнерстве, по теме энергетической безопасности, отмене визового режима и т.п.

В 2010 году подписано соглашение по разграничению континентального шельфа с Норвегией, переговоры о котором длились более 40 лет. Это явилось хорошей иллюстрацией настроя России на конструктивное разрешение сложных международных проблем в районе Арктики, который в обозримой перспективе в связи с глобальным потеплением может стать крупнейшим источником углеводородов.

4. Противодействие политизированной фальсификации истории

В последнее время активизировалась деятельность разного рода псевдоисториков и политиков, пытающихся задним числом пересмотреть смысл исторических событий периода между Первой и Второй мировыми войнами, Великой Отечественной войны. Они преследуют стратегическую цель добиться  пересмотра итогов второй мировой войны, поставить под сомнение подвиг СССР и Красной армии, которые внесли решающий вклад в победу над фашизмом. В 2010 году были проведены многочисленные международные мероприятия, посвященные 65-й годовщине Великой Победы, включая парад на Красной площади с участием союзников по антигитлеровской коалиции.

К работе в этом направлении следует отнести и закрытие «Федеральной национально-культурной автономии украинцев в России». Ее деятельность была прекращена потому, что руководство Автономии занималось не решением культурных и образовательных вопросов, как это записано в ее уставе, а по сути, политической деятельностью, прямо и неприкрыто направленной на подрыв наших двусторонних отношений (цель, которую преследуют некоторые политические силы на Украине). При этом в центре Москвы продолжает работать библиотека украинской литературы, украинский язык изучается в школах, а украинское землячество имеет полное право создать новую общественную организацию, которая будет соблюдать заявленные в уставе цели.

5. Российская внешняя политика в 2010 году активно осуществлялась и в АТР («проблема» Курил, подготовка к саммиту АТЭС в 2012 году), и на Ближнем Востоке, и в Африке (участие в миротворческих операциях), и в Латинской Америке (турне Д.А.Медведева). В отдельное важное направление превратилась работа в многосторонних форматах – «двадцатки», БРИКС (Бразилия-Россия-Индия-Китай-Ю.Африка), ШОС (Шанхайская организация сотрудничества) и т.д.

6. Интенсивность российско-молдавского политического сотрудничества в двустороннем и многосторонних форматах в прошедшем году несколько снизилась из-за внутриполитической нестабильности в Республике Молдова. Однако главные механизмы взаимоотношений между Россией и Молдавией продолжают успешно функционировать:

• Россия через свои национальные и совместные российско-молдавские предприятия надежно гарантирует энергетическую безопасность Молдавии, обеспечивая ее природным газом – почти на 100%, а электроэнергией – на 70 %;

• Молдавские вина заняли второе место по объему продаж на рынке России после Франции (не было и «не планируется» никаких войн и эмбарго в этой сфере; Роспотребнадзор «забраковал» из-за неудовлетворительного качества менее 1% из свыше 30 миллионов декалитров импортированных из РМ вин, коньяков и виноматериалов, но, разумеется, будет и далее строго блюсти интересы российского потребителя);

• Россия – крупнейший импортер молдавских товаров (свыше 400 миллионов долларов), в целом удельный вес России во внешнеторговом обороте Молдавии демонстрирует уверенную тенденцию к росту;

• В абсолютных цифрах товарооборот между нашими странами достиг за 11 месяцев 2010 года 1,33 миллиардов долларов, т.е. возрос на 48% по сравнению с предшествующим годом, а с учетом денежных переводов от граждан Молдавии, работающих в России, может быть оценен в сумму порядка 2 миллиарда долларов!

В 2011 году отмечаем две знаменательные даты в нашей совместной дипломатической истории. 300 лет назад (13 апреля 1711 года) был подписан союзный Луцкий договор между молдавским господарем Д Кантемиром и российским императором Петром I.

Осенью наступит 10 лет со дня подписания Договора о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Молдова (подписан 19 ноября 2001 года и вступил в силу в мае 2002 года). В этом документе зафиксированы важнейшие принципы равноправных отношений между нашими государствами - прежде всего, взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности. Российская Федерация считает, что Договор в целом оправдал себя и в нем есть еще неиспользованный потенциал для развития стратегического, прагматического партнерства между нашими странами на длительную перспективу в самых различных областях. Мы с удовлетворением констатируем, что необходимость такого партнерства отмечена в программных документах правительства Молдавии и практически всех ведущих политических партий страны, включая оппозиционные.

7. Российская дипломатия предпринимает активные усилия с целью содействовать приднестровскому урегулированию в качестве одного из государств-гарантов наряду с братской Украиной. Мы глубоко убеждены, что оно возможно на пути восстановления атмосферы доверия и запуска серьезного равноправного диалога сторон конфликта. Абсолютным императивом остается приверженность мирным политическим методам  разрешения этого непростого многолетнего кризиса. В этом плане Россия отмечает важную роль контактов и переговоров в формате «5+2» и намерена в них эффективно участвовать.

На саммите ОБСЕ в Астане мы предлагали принять документ по принципам урегулирования региональных конфликтов, но из-за позиции некоторых государств, которые не учитывают всех политических реалий, это оказалось невозможным. Меморандум «Меркель – Медведев», «Довильские декларации» - позитивные сигналы, но решение еще предстоит найти участникам переговоров.