Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Китай: демократия к 2017?

© ReutersКитай
Китай
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Политическое прогнозирование порой является более опасным, чем экономическое. В особенности в том, что касается будущего. Тем не менее, Китай может стать демократией к 2017 году, поскольку экономика будет расти, и ежегодный ВВП на душу населения может достичь отметки в 15 500 долларов. И это будет хорошо для Китая и хорошо для всего мира.

Политическое прогнозирование порой является более опасным, чем экономическое. В особенности в том, что касается будущего, как гласит старая шутка. Так что если что, - все претензии к Чарльзу Робертсону из «Ренессанс-Капитала».
 
Китай, прямо прогнозирует он, может стать демократией к 2017 году, предполагая, что экономика будет расти, и ежегодный ВВП на душу населения может достичь отметки в 15 500 долларов. И это будет хорошо для Китая и хорошо для всего мира. Приятно, конечно, если все пойдет подобным образом. Но насколько можно быть уверенным?

Робертсон строит свои прогнозы на широко известных исследованиях связей между экономическим развитием, растущими доходами и политической трансформацией из автократического/авторитарного/тоталитарного режима в демократию.

Проецируя существующие данные исследований на 150 государств, он показывает в своем отчете, что не существует вариантов краха демократии и превращения ее в недемократичную форму правления, когда ВВП на душу населения достигает уровня в 10 000 долларов. В число 45 крупнейших демократий, которые перешли планку в 10 000 долларов, сейчас входят Мексика и Ливан (по данным 2009 года). Турция, Бразилия и Сербия, возможно, присоединились к этому клубу в 2010 году, говорит Робертсон.

Даже в случае ВВП на уровне свыше 6 000 долларов на человека в год шансы на «умирание» демократии составляют всего 1% в любой взятый год. Только пять таких стран могут похвастаться тем, что когда-либо теряли свой демократический статус - Греция в 1967 году (с ежегодным ВВП на душу населения в 9 800 долларов), Аргентина в 1976 году (8 180 долларов), Таиланд в 2006 (7 440 долларов), Венесуэла в 2009 (9 115 долларов) и Иран, который скатился из состояния хрупкой демократии обратно к автократии в 2004 (8 475 долларов).

Серьезным исключением из этого правила являются производители и экспортеры энергоресурсов, особенно на Ближнем Востоке, где автократии выжили даже при том, что ВВП на душу населения у них очень высок, выше 19 000 долларов в год. Робертсон говорит, что ответ тут перед глазами - эти государства не испытывают необходимости облагать налогами своих граждан.

Из двадцати пяти самых богатых автократий все, за исключением шести, являются значимыми энергопроизводителями. Исключениями стали город-государство Сингапур, Куба, Тунис, Таиланд и Китай, а также Белоруссия, которая получает субсидированную энергию из России. Из этих стран Сингапур только что пережил в 2011 году самые проблемные выборы со времен 1960-х годов. Белоруссия сталкивается с протестами на фоне уменьшения доходов и зарплат после девальвации. Тунис только что пережил революцию, а в Таиланде выборы запланированы в этом году.

Тем самым, Куба из вышеозначенных шести стран остается единственной страной со сравнительно высоким ВВП на душу населения, но которая при этом не является экспортером энергоресурсов. Но мы склонны сомневаться в том, что ее цифры по доходу на душу населения действительно выше, чем эти цифры для Бразилии или Румынии.

Так что же насчет Китая? Робертсон говорит, что Китай только что вступил в наиболее опасный политический период, с ВВП на душу населения в 6 200 долларов в 2009 году. Даже предполагая рост ВВП на уровне 9% в год, страна будет оставаться в наиболее опасном диапазоне от 6 000 до 10 000 долларов по среднедушевому ВВП до 2014 года.

Учитывая это, значительно легче понять: 1) почему власти так боятся жасминовой революции в этот период, и это помогает объяснить, 2) намерения властей удвоить ВВП к 2015 году несмотря на риск инфляции. К сожалению для Китая, мы считаем инфляцию потенциальным катализатором для демонстраций, учитывая привычку населения делать сбережения, поэтому мы полагаем, что власти Китая действительно оказались между молотом и наковальней.

Теоретически, Китай может надеяться на то, что если он сможет ускоренно достичь уровня ВВП на душу населения выше отметки в 10 000 долларов, тогда политические риски уменьшатся. Возможно, он станет вторым Сигнапуром. Но это крайне маловероятный сценарий, по нашему мнению. Страны, не являющиеся экспортерами энергоносителей, всегда становятся демократиями.

Робертсон не выбирает выражения. Демократия придет - и это будет хорошо для мира.

В заключение, Коммунистическая партия Китая права в том, что опасается революции, и история заставляет предполагать, что ей повезет, и она избежит наступления демократии до 2017 года, когда ВВП на душу населения предположительно достигнет отметки в 15 550 долларов.

Позитивные новости для мировой экономики заключаются в том, что переход к демократии никоим образом не препятствовал росту Тайваня и Южной Кореи. ВВП на душу населения продолжал расти примерно на 1 000 долларов в год на Тайване и в Южной Корее и после демократизации. Также позитивным является тот факт, что когда страна становится демократией на этом уровне богатства и состоятельности, она становится не просто демократией, а бессмертной демократией.

Учитывая, что «Ренессанс-Капитал» базируется в Москве, неудивительно, что Робертсон также позитивно настроен и к России (ВВП на душу населения - 15 000 долларов в 2009 году).

Исходя из предположения, что страна сейчас может быть классифицирована как слабая демократия (если не авторитарное государство), ее перспективы превращения в сильную демократию являются хорошими, потому что очень редко слабые демократии превращаются в что-то другое нежели чем в сильные демократии при таком уровне ВВП, говорит Робертсон.

Однако, как признает Робертсон, некоторые обозреватели классифицируют-таки Россию как авторитарное государство, и кроме того, она явно является экспортером энергоресурсов. Поэтому как и в случае со странами Залива, Россия вполне может также развиться в богатую недемократическую страну.

Ну что сказать о поразительных умозаключениях Робертсона? Основная трудность заключается в аргументе, что он объединяет примерно 150 стран, больших и малых. На самом деле может оказаться, что у Китая и России имеется слишком много исключительных характеристик, чтобы к ним можно было применять правила, которыми руководствуют большинство других государств.

Обе страны являются крупными ядерными державами с большим военным компонентом. У обоих есть глобальная внешняя политика. У обеих есть факты и периоды в истории, когда они доминировали над своими соседями. Обе прошли через страшные внутренние революции и постреволюционные потрясения, которые унесли десятки миллионов человеческих жизней. У обоих государств есть сложные этнические различия, которые даже в последние годы не раз оборачивались насилием. И наконец решающий фактор - в обеих странах есть богатая элита, которая не хотела бы делиться властью и деньгами с остальным обществом.

Подобные государства могут развивать империалистические тенденции - в условиях, когда элиты готовы подавлять права граждан и оправдывать свои действия заявлениями о том, что действуют ради защиты страны от внутреннего и/или внешнего врага.

Отношения России с Грузией хорошо относятся к теме: война 2008 года была объединена с преследованиями этнических грузин в России. Китай - до настоящих пор - более осторожен в проецировании своей силы и власти за рубеж. Но он занимается быстрым расширением своих военных возможностей в целом, а не только флота, и предъявляет свои требования на спорные морские территории. И он быстро подавляет этнические выступления в Тибете и Синьцзяне, не только переселяя представителей доминирующей этнической группы ханьцев в регионы этнических меньшинств.

Никто не знает, как каждая отдельная страна справится с этим давлением, да и с другими. Робертсон строит прогнозирующую модель, которая выглядит так, словно охватывает большинство государств. Но вполне может быть так, что две самые крупные и самые важные страны являются также двумя странами, которые нарушают правила и выпадают из общей картины - или по крайней мере принятие этих правил занимает у них гораздо более длительное время.