Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Как же мы могли оказаться такими глупцами?

© REUTERS / Michael Buholzer Кризис Европы
Кризис Европы
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Кризис обычно влечет за собой появление какого-либо неожиданного элемента, размывает устоявшееся представление о каком-либо явлении, событии или проблеме.

Кризис обычно влечет за собой появление какого-либо неожиданного элемента, размывает устоявшееся представление о каком-либо явлении, событии или проблеме. То есть, если выразить это другими словами, причиной кризиса обычно является наша собственная неразбериха, наша неспособность точно определить то, что в действительности происходит. Во время кризиса самая срочная задача состоит в том, чтобы выяснить, что произошло: без этих знаний предпринимаемые нами меры в лучшем случае будут бесполезными, а в худшем – контрпродуктивными. При определенном везении, от каждого кризиса мы узнаем что-то новое, чего мы раньше не знали, что может оказаться полезным при следующем кризисе.

В ходе нынешнего кризиса ничего подобного не происходит. Если у европейского пациента и наблюдается избыток чего-либо, так это количество диагнозов. Разумеется, евро может выжить или исчезнуть. Но если оно исчезнет, то мы ни в коем случае не сможем заявить, что ничего не могли сделать для того, чтобы этого избежать. С самого начала кризиса мы с достаточной точностью знаем, что произошло и какие меры могут спасти евро. Таким образом, мы не сталкиваемся с недостатком политических действий. Очевидно, что европейскому пациенту поставили чересчур много диагнозов.

Возможно, этот элемент кризиса и внушает наибольшее беспокойство и одновременно объясняет замешательство и ощущение несбывшихся надежд, которые остаются после прочтения книги Пола Кругмана (Paul Krugman) «Пора покончить с этим кризисом!». Книга Кругмана стала жертвой непреодолимого противоречия: она блестяще написана живым языком, доступным широкой публике, иногда - весьма ироничным и колким. Но это - не очерк и не комментарий. Книга прекрасно документирована. Приводимые данные и графики безупречно совпадают с излагаемыми тезисами. По сути дела, она обладает таким внутренним ритмом, что напоминает дрель, сверлящую отверстие в стене. Однако ее прочтение – прямой путь к разочарованию.

Эта стена – политика жесткой экономии, которая не только не ведет к выходу из кризиса, но, наоборот, усугубляет его. Кругман сокрушается по поводу отсутствия последовательности в действиях политиков и антикризисных управляющих, упорно применяющих ошибочные способы лечения, несмотря на неоспоримый эмпирический опыт, который с каждым днем накапливается и свидетельствует об обратном. И это - опыт как раз не экономистов, которых можно было бы заподозрить в социальной ориентированности, прогрессивных идеях или увлечении марксизмом, а самого Международного валютного фонда, который, исследовав 173 случая применения политики жесткой экономии в период с 1978 по 2009 год, опубликовал доклад с выводами о том, что после мер жесткой экономии наступал период спада производства, а не экономического подъема, роста безработицы, а не увеличения занятости.

Снова и снова, особенно - в главе, посвященной Европе (и символически названной «Сумерки евро»), Кругман пишет: если предприятия, правительства, семьи, банки и отдельные граждане все одновременно сократят свою задолженность, то результатом неизбежно будет еще большая бедность. При этом он приводит очень простые графики, где показано, что нынешний кризис вызван вовсе не огромными расходами и задолженностью (хотя страны южной Европы фактически сократили свой долг по сравнению с 1996 годом), а торговым и финансовым дисбалансом, наступившим вслед за вводом в обращение евро. В итоге получилась книга нужная, актуальная, но прежде всего вызывающая чувство раздражения. Если произойдет обвал евро, то эту книгу переиздадут со следующим заголовком: «Как же мы могли оказаться такими глупцами?».

КОММЕНТАРИИ ЧИТАТЕЛЕЙ:


Euro Entelequia | 25/06/2012 14:33:29

Почти ни один европеец не рассматривает самого себя в качестве европейца, и это обстоятельство обрекает на провал единую европейскую валюту и связанную с ней политику. Показательно, что на самих денежных знаках евро помещены такие изображения, которые никто не может соотнести с конкретными, людьми, местами или памятниками. Евро не принадлежит ни к какой культуре, и это будет глубинной причиной его обвала. (Я понимаю, что мое мнение весьма экстравагантно!)

Eva | 25/06/2012 11:40:32

Если Европа именно это, то я не хочу в ней оставаться. Это было упущенное время. Идея была хорошей, однако правящий класс оказался не на высоте поставленных задач, и она оказалась выхолощенной. Если действительно никто не верит в построение по-настоящему единой Европы, а выше всего ставятся интересы каждой страны, тогда давайте лучше закончим все и разойдемся по своим домам.