Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Хорошо или плохо то, что «норвежский стрелок» не сядет в тюрьму?

© REUTERS / Jon-Are Berg-JacobsenПодозреваемый в организации двойного теракта в Норвегии Андерс Брейвик
Подозреваемый в организации двойного теракта в Норвегии Андерс Брейвик
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Норвежская судебная система во многом полагается на повторную интеграцию в общество. Она не ставит клеймо на преступнике, но рассматривает его как человека, который еще способен к самосовершенствованию. Таким образом, хотя психиатрическое заключение в отношении Андерса Брейвика может вызвать шок, эта система представляет собой величайшее достижение в области прав человека.

Знаменитый норвежский убийца уже четыре месяца находится в предварительном заключении. За это время его обследовали два психиатра. Вчера они представили свое заключение: Андерс Брейвик не отдавал себе отчета в своих действиях в момент совершения преступлений. По их мнению, он страдает от психоза. И раз он находился в измененном состоянии сознания, то не может нести ответственности за свои поступки. 

Еще по теме: Теракты в Норвегии направлены против всех нас


«Заключение гласит, что он невменяем», - заявил на пресс-конференции прокурор Свен Холден (Svein Holden).



«Он считает себя тем, кто был избран, чтобы решать, кому жить, а кому умирать, избран, чтобы спасти то, что он называет своим народом, - сказал Свен Холден. - Брейвик решил совершить эти убийства, или казни, как он их называет, из-за любви к своему народу».

Таким образом, суд может принять решение о принудительном психиатрическом лечении вместо тюремного заключения. Если Брейвика поместят в психиатрическую клинику, раз в три года его дело будут повторно разбирать в суде. Когда будет признано, что он не представляет угрозы для общества, его могут выпустить на свободу. 


Еще по теме: У террористов тоже есть права


Первое чувство это шок. По правде говоря, для этого даже трудно подобрать слова. Подобное просто не укладывается в голове: никак не получается совместить результаты этого преступления и малопонятный психиатрический подход. Он, конечно, будет наказан (ведь принудительное лечение - тоже наказание), но может выйти на свободу уже через несколько лет.

Уцелевший после бойни на Утойе 20-летний норвежец заявил следующее: «Главное - это не наказать Брейвика. Важно, чтобы он больше не представлял угрозы для общества».



Сегодня мы воочию наблюдаем крайне необычный подход к правосудию. Норвежская судебная система во многом полагается на повторную интеграцию в общество. Она не ставит клеймо на преступнике, но рассматривает его как человека, который еще способен к самосовершенствованию.  

Таким образом, хотя психиатрическое заключение может вызвать шок, эта система в то же время представляет собой величайшее достижение в области прав человека. Здесь очень много говорят о рецидивах. Нередко звучат (зачастую вполне оправданные) утверждения, что пребывание в тюрьме лишь ухудшает состояние заключенных. То есть тюрьма - это в лучшем случае инфантильная мера наказания, так как виновного исключают и вычеркивают из общества вместо того, чтобы подтолкнуть его к работе над собой и своими ценностями. В худшем случае - это месть. Мы видим это, когда пострадавший считает, что наказание было справедливым (особенно, если оно долгое). Кроме того, мы полагаем, что пострадавший будет в состоянии прийти в себя, только если наказание окажется достаточно суровым.

Нынешняя система наказания зиждется на старом обычае мести: око за око. Самая большая трудность - это выйти за рамки подобной концепции, так как хотя приговор наказывает преступление и преступника, он в то же время дает жертве или ее представителю сделать то же самое, только в полной безнаказанности. В частности это касается смертной казни, при которой общество совершает преступление, не неся за этого наказания. 

Читайте по теме: После терактов в России обсуждают восстановление смертной казни

Разумеется, двигаться по пути к «восстановительной» концепции правосудия очень сложно. Но восстановление не означает отказ от наказания. Оно, безусловно, необходимо. Однако обычное тюремное заключение не несет в себе педагогической ценности. Да, мне очень хорошо известно, насколько трудно простить некоторые преступления. Норвежская концепция подчеркивает противоречие между умело прикрытым необходимостью возместить ущерб жертвам стремлением отомстить и реальной человеческой оценкой при возможности последующей реабилитации преступника.

Читайте еще: Норвегия подумает, как избежать терактов

Правосудие не может исправить содеянное. Как, впрочем, и наказание. Пострадавшие могут потребовать возмещения финансового ущерба, но судебное решение не должно отвечать интересам отдельных людей, как бы ни тяжело нам было это признать. Правосудие обеспечивает соблюдение защищающих общество законов и предлагает тем, кто идет против них, поразмышлять о жизни в закрытом пространстве. Наказание должно предоставить возможность для настоящего признания вины и покаяния. Именно такова, как мне кажется, норвежская концепция. Концепция, о которой, безусловно, будут немало говорить во время процесса.