Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

ПРО и гарантии безопасности в Центральной Европе

© коллаж ИноСМИТраян Бэсеску оружие ракеты румыния
Траян Бэсеску оружие ракеты румыния
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Президент Румынии Траян Бэсеску заявил в четверг, что планирует подписать с США соглашение, обязывающее Вашингтон разместить ракеты-перехватчики системы противоракетной обороны и американские войска на румынской земле. Бэсеску сообщил и количество американских военнослужащих, которые будут направлены в Румынию – 200 человек, и тип антиракет - RIM-161 Standard Missile 3.

Президент Румынии Траян Бэсеску заявил в четверг, что планирует подписать с Соединенными Штатами Америки соглашение, обязывающее Вашингтон разместить ракеты-перехватчики системы противоракетной обороны и американские войска на румынской земле. Бэсеску сообщил и количество американских военнослужащих, которые будут направлены в Румынию – 200 человек, и тип антиракет - RIM-161 Standard Missile 3 (SM3). Пусковая установка для этой доказавшей свою результативность ракеты-перехватчика морского базирования пока находится на стадии проектирования и разработки. И хотя прошедшие в четверг испытания новейшей версии SM3 оказались неудачными, система корабельного базирования «Иджис» (Aegis SM3) является самой эффективной в противоракетной обороне США.

Своим заявлением румынский президент подтвердил участие Румынии в американском «поэтапном адаптивном подходе» к созданию ПРО в Европе. Этим планом Вашингтон заменил предыдущую схему ПРО, на реализации которой настаивала прежняя администрация президента Джорджа Буша. Предыдущая схема предусматривала размещение версии уже развернутых на Аляске и в Калифорнии ракет-перехватчиков (хотя их эффективность вызывает сомнения) в шахтах на территории Польши, а радиолокационной станции диапазона Х - в Чехии. Варшава и особенно Прага возлагали большие надежды на план Буша, и они до сих пор выражают недовольство его отменой в 2009 году.

Их надежды не имели ничего общего с ракетной угрозой – и уж точно ничего общего с угрозой со стороны иранских баллистических ракет, о которых Вашингтон говорил как о причине создания нового позиционного района ПРО. Центральные европейцы меньше всего думали о Тегеране и о его арсенале недоработанных ракет. Таким странам как Польша и Чехия нужно долговременное присутствие американских войск, а также возникающая в связи с этим потребность Вашингтона защищать свои войска и те страны, где они находятся. Иными словами, для Варшавы и Праги система ПРО это вовсе не гарантия защиты от баллистических ракет, а гарантия собственной безопасности со стороны Америки.

Центральные европейцы очень боялись отказа США от предыдущей схемы под давлением усиливающейся России. Вот почему им нужны были стационарные военные объекты Америки. Нарушение Вашингтоном своих обязательств уже стоило ему существенной меры утраченного доверия со стороны союзников к прочности американских гарантий безопасности. Дефицит доверия к США сыграл немалую роль в возникновении предложения о создании Вышеградской боевой группы, не зависящей ни от НАТО, ни от США.

С появлением этого нового поэтапного адаптивного подхода на кон поставлены представления о гарантиях безопасности США. Однако неясно, все ли стороны оценивают такой подход одинаково. Если надежность американских гарантий безопасности под вопросом, то отчасти это объясняется теми уроками, которые Вашингтон извлек из провала планов размещения стационарных установок в Польше и Чехии. Соединенные Штаты усвоили, что в любой сделке желательно обеспечить такие моменты, как гибкость и дублирование системы. Поскольку Кремль оказывает мощнейшее политическое давление на страны и народы, соглашающиеся разместить у себя системы ПРО, а также на более насущные интересы Америки в других точках мира, увеличение числа вариантов возможных действий определенно необходимо. Следовательно, создавая связную схему в рамках поэтапного адаптивного подхода, а также совершенствуя свою боевую технику ПРО, Соединенные Штаты смогли включить в состав системы противоракетной обороны более мобильные и рассредоточенные компоненты. Вашингтон также породил определенную двусмысленность и сомнения, не спеша заключать официально некоторые соглашения.

Такая неоднозначность укрепляет планы развертывания жизнеспособной системы ПРО в Европе с целью защиты континентальной части США от иранских межконтинентальных баллистических ракет (пока еще не существующих). Но следствием этого становятся усиливающиеся сомнения в американской надежности в странах-союзницах от Эстонии до Румынии, которые отчаянно стремятся получить твердые и недвусмысленные доказательства преданности США. Для таких стран-союзниц демонстрация американской поддержки наиболее важна не тогда, когда это целесообразно и выгодно с политической точки зрения, а когда это политически трудно.

Россия замечает эти сложности и затруднения. Москва, а также Пекин совершенствуют и усиливают свои позиции, стараясь максимально затруднить и сделать политически неудобной твердую и недвусмысленную демонстрацию преданности США. Этот вопрос обсуждался в среду в Москве между российским министром обороны Анатолием Сердюковым и военным атташе Соединенных Штатов Америки в Москве.

Для Москвы проблема ПРО имеет двоякий характер. Если отбросить в сторону детали, то Вашингтон флиртует с центральными европейцами, которые, в отличие от  своих западноевропейских собратьев, очень обеспокоены российскими военными возможностями. Более агрессивная позиция США в вопросе ПРО станет мощным вызовом и проблемой для Москвы. В более отдаленной перспективе, когда население России будет убывать, она все больше станет полагаться на свой ядерный арсенал, гарантирующий стране суверенитет, безопасность и территориальную целостность. Следовательно, какие бы обещания по поводу нынешней европейской схемы Москва ни выбивала из Вашингтона, непреклонное совершенствование технологий американской ПРО будет все чаще ставить эти обещания под сомнение.