Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Весьма специфические друзья

Федеральный канцлер говорит о новой главе в немецко-китайских отношениях Немецкая экономика заключила миллиардные контракты с Китайской Народной Республикой Однако по вопросам прав человека и внешней политики сохраняются значительные разногласия

© REUTERS/Tobias SchwarzКитайский премьер Госсовета Вэнь Цзябао прибыл вечером в понедельник в Берлин
Китайский премьер Госсовета Вэнь Цзябао прибыл вечером в понедельник в Берлин
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Первоначально такого рода встречи с другими правительствами проводились только с такими близкими союзниками как Франция. Меркель включила в этот процесс Россию, Индию, а теперь и Китай. Тем не менее, китайцы продолжают оставаться весьма специфическими друзьями.

Межправительственные консультации – это массовое дипломатическое мероприятие. Китайский премьер Госсовета Вэнь Цзябао прибыл вечером в понедельник в Берлин во главе делегации, состоящей из 300 человек. Одних только министров в его свите 13. С немецкой стороны главы 10 ведомств со штабами своих сотрудников принимают участие в переговорах, которые продлятся до середины дня вторника. Для того, чтобы не превращать эту встречу в оргию подписания большого количества заранее согласованных договоров, служба протокол сформулировала свои требования. Согласно слегка закодированным сведениям из правительственных кругов, нужно было определить места, где обычно такого рода встречи не проводятся. Желательным было наличие какой-то особенной черты.

Когда в июле прошлого года Ангела Меркель (ХДС) находилась с визитом в Пекине, китайцы показали, как это делается. Федеральный канцлер получила возможность посетить Высшую партийную школу коммунистов, что для представителя западной демократии считается исключительной честью. Кроме того, Вэнь Цзябао сопровождал свою гостью во время посещения Сианя – города первых императоров. Немцы со своей стороны решили пригласить китайского премьера на ужин в узком кругу, который был устроен на бывшей летней вилле художника Макса Либермана (Max Libermann). Сам этот дом расположен непосредственно на берегу озера Ванзее, а вокруг него разбит великолепно спланированный парк. Поскольку создание садов является традиционным китайским искусством, устроители встречи надеялись, что это создаст для гостя из Пекина интересную и неформальную атмосферу, «которая затем в определенной мере сможет отразиться на содержании переговоров». Именно на это надеялись сотрудники протокольной службы.

Если верить федеральному канцлеру, то достичь поставленной цели удалось. «Этот визит открывает новую главу в немецко-китайских отношениях», - заявила Меркель по окончании консультаций. Контакты между двумя странами, по ее мнению, являются исключительно тесными и интенсивными. «Можно сказать, что нам удалось установить самые разнообразные связи в наших отношениях». Между Берлином и Пекином, по ее словам, укрепилось доверие, и на этой основе можно продвигаться дальше. В ответ на это Вэнь Цзябао  назвал Федеративную Республику «стратегическим партнером». По его мнению, наличие хороших отношений между обеими странами является «полезным для всего мира».

Произнесенные высокопарные слова находят свое подтверждение прежде всего в многочисленных экономических соглашениях на сумму более 10 миллиардов евро. Торговля между второй по размеру экономикой мира и крупнейшей экономикой Европы является одной из важных опор «широкого моста» между Китаем и Германией, подчеркнула Меркель. Уже сейчас Народная Республика является для немецких предпринимателей пятым по важности экспортным рынком, а торговый оборот между ними в 2010 году составил 130 миллиардов евро. В ближайшие пять лет эти показатели возрастут до 200 миллиардов евро. Четыре договора, подписанные в ходе межправительственных консультаций, будут этому способствовать. Так, например,  компания Airbus получила миллиардный заказ – Пекин намерен приобрести 88 самолетов A320 на сумму 5,2 миллиарда евро. Концерн VW договорился со своим партнером FAW о строительстве нового завода. Компании Daimler и Siemens также подписали несколько инвестиционных соглашений.

Помимо этого, главы различных ведомств заключили 14 двусторонних договоров. К ним относится договоренность о том, что Китай станет партнером Ганноверской ярмарки в 2012 году. Кроме того, было принято решение об облегчении взаимных инвестиций. Обе стороны договорились о более тесном обмене в области исследований и науки, юстиции, защиты климата и возобновляемых источников энергии. С радостью немецкая сторона восприняла заявление Вэнь Цзябао о покупке государственных облигаций некоторых находящихся в сложном положении государств еврозоны. «Если у Европы возникают сложности, то мы протягиваем ей руку помощи», - заявил китайский премьер.

Несомненно, все это, по словам Вэнь Цзябао, представляет собой «новые импульсы» для партнерства. Тем не менее, китайцы продолжают оставаться весьма специфическими друзьями. Как только закончились переговоры о взаимовыгодных экономических отношениях, стали очевидными существующие различия во мнениях. Например, по вопросу о правах человека. И Меркель, и министр иностранных дел Гидо Вестервелле напомнили о необходимости иметь справедливую судебную систему. Они потребовали в первую очередь «прозрачного разбирательства» по делу китайского художника Ай Вэй Вэя. Кроме того, подчеркивалась необходимость улучшения работы иностранных журналистов в Китае.

О китайской реакции можно было судить во время совместного завтрака, на котором присутствовал Вестервелле и его китайский коллега Ян Цзечи. Было заявлено, что в целом встреча во внешнеполитическом ведомстве, включавшая в себя прогулку по расположенной на верхнем этаже террасе с видом на крыши Берлина, проходила «в очень дружественной и конструктивной» обстановке. Однако в тот момент, когда немец перешел к вопросу о правах человека, атмосфера стала, «скорее, серьезной».

Вэнь Цзябао сформулировал это следующим образом: «По некоторым вопросам наши мнения не всегда совпадают». По его словам, существуют различия в истории, культуре и политических системах. Обе стороны должны в первую очередь искать точки соприкосновения, а не различия. «Только в том случае, если существует доверите, можно решать проблемы и углублять сотрудничество», - отметил китайский премьер.

Надежды немецкой стороны на политические изменения через торговлю не оправдались во внешнеполитических вопросах. Несмотря на интенсивное давление со стороны Вестервелле, китайцы не продемонстрировали никакого желания поддержать резолюцию с осуждением сирийского правителя Асада, подготовленную Германией вместе с другими европейскими государствами в Совете Безопасности ООН.

Стали очевидными также различные подходы при оценке проводимой военной интервенции в Ливии. Меркель  подчеркнула легитимность этой операции, тогда как Вэнь Цзяобао высказался за мирное решение существующих проблем с использованием политических средств. «Мы считаем, что будущее любой страны зависит от независимого решения населения», - подчеркнул китайский премьер. Иностранные державы могут победить в этой войне, однако при помощи интервенции «будет сложно добиться стабильности и мира», - отметил Вэнь Цзябао.

Очень характерной оказалась позиция Китая в отношении конфликта в Судане. Германия стремится к тому, чтобы не допустить эскалации  конфликта между разыскиваемым на основании международного ордера на арест по подозрению в совершении военных преступлений президентом северной части Омаром аль-Баширом и недавно отколовшейся южной частью страны. Что касается китайцев, то для них важен доступ к суданским нефтяным месторождениям. Для этого в Пекине был устроен теплый прием осуждаемому во всем мире диктатору Баширу, и это происходило параллельно с межправительственными консультациями в Берлине.

Первоначально такого рода встречи с другими правительствами проводились только с такими близкими союзниками как Франция. Меркель включила в этот процесс Россию, Индию, а теперь и Китай. «В современном мире Китай стремительно продвигается вверх», - отметил Вестервелле. Поэтому важно сохранять уже имеющиеся партнерские отношения, но «одновременно необходимо создавать новые стратегические партнерства». Однако при этом не следует терять из виду различия между истинно близкими союзниками и, действительно, весьма специфическими новыми друзьями.