Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Россия - от нелюбимой к непокорившейся

© коллаж ИноСМИэкономика
экономика
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Станет ли «нелюбимый БРИК» безопасным убежищем в 2011 году? Россия показала отличный старт в начале года, и аналитики ожидают, что тут появится импульс для чего-то большего.

Станет ли «нелюбимый БРИК» безопасным убежищем в 2011 году? Россия показала отличный старт в начале года, и аналитики ожидают, что тут появится импульс для чего-то большего.

Российский фондовый рынок в 2010 году вырос на 23%, но только в декабре провалился на 18%. Избегая российских бумаг большую часть 2009 года, когда ведущий местный индекс - индекс РТС - потерял примерно три четверти своей стоимости, если считать от пиковых значений сентября 2008 и до низшего значения шесть месяцев спустя, инвесторы начали вновь вкладываться в российские акции, в то время как подъем на фондовых рынках других стран БРИК, кажется, выдохся.

Фондовый рынок развивающихся стран показывал приток в течение 33 из 34 последних недель, но Россия получила свой самый большой за три года приток в середине января. Чем дальше, тем очевидней, что портфельным инвесторам больше некуда пойти, если они хотят извлекать ту большую прибыль, которой они наслаждались на развивающихся рынках после кризиса. Аналогичным образом "Ренессанс-Капитал" прогнозирует, что объемы российских IPO утроятся в этом году, поскольку российские компании вернутся на фондовый рынок для привлечения новых денег.

Спекулятивные инвесторы уже подхватили русский вирус, но институциональные инвесторы в США и Великобритании, такие, как пенсионные фонды и страховые фонды, тоже стремятся вкладывать в развивающиеся рынки с их высокой отдачей, сокращающимися рисками и укрепляющейся валютой. В России есть, что купить: российское правительство вернулось на долговой рынок после десятилетнего перерыва. В бюджете этого года прописано, что для финансирования дефицита правительство займет 7 миллиардов долларов в твердой валюте и 1,7 триллион рублей.

Российская экономика тоже чувствует себя хорошо. В январе правительство повысило свой прогноз по росту ВВП на 2011 год до 4%, но практически все аналитики утверждают, что рост составит как минимум 5% - не плохо для экономики со средними доходами населения. Устойчивый рост «открывают нам хорошие возможности снова стать тихой гаванью на фоне проблем в Европе и продолжающейся стагнации в США», говорит Елена Матросова, директор Центра макроэкономических исследований при BDO Group.

Иностранные инвестиции возвращаются. Имеющие первостепенное значение прямые иностранные инвестиции достигли 40 миллиардов долларов, восстановившись до уровня 2006 года после жуткого 2009, но по-прежнему составляют лишь половину от рекордных 80 миллиардов, зарегистрированных на пике 2008 года. Однако, пока объем инвестиций снижается, размеры сделок растут: ВР инвестировала 1,5 миллиарда долларов в партнерство с государственной нефтяной компанией «Роснефть»; ясно, ВР нацелилась на огромные неразведанные запасы нефти в Арктике, работая в мире, где обнаружение новых запасов откровенно отстает от объемов добычи. Более значимым было приобретение PepsiCo контроля над «Вимм-Билль-Данном», российским крупнейшим производителем молочной продукции, также за 1,5 миллиарда долларов в 2010 году - крупнейшая сделка по слиянию в современной истории России. Как и ВР, Pepsi нацелена на огромные неиспользованные ресурсы России, в данном конкретном случае это потребительский рынок объемом в 142 миллиона человек - в два раза больший, чем рынок Германии - второй по величине в Европе.

Неожиданно высокие цены на нефть (достигавшие 90 долларов за баррель в январе) означали, что ситуация с государственными финансами в 2010 году была лучше, чем ожидалась, и в итоге бюджетный дефицит составил всего 3,8% к концу 2010 года - значительно лучше прогнозов в 6-7%, которые делались в его начале. Цифры оказались столь сильными, что вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин заявил в январе, что в этом году Россия, против ожиданий, не потратит все свои резервы, которые она откладывала «на черный день».

Однако ключевая цифра - это государственный внешний долг, который на удивление низок: 17% ВВП, по сравнению с трехзначными цифрами, в которых соревнуются между собой самые развитые экономики мира. Или то же самое по-другому: на каждый доллар внешнего долга, включая даже и корпоративную задолженность, у экономики есть 1,2 доллара наличных резервов.

Гавань в шторм

В условиях ослабевания глобального налогово-бюджетного стимулирования и разворачивающейся второй стадии кризиса суверенных долгов, новые грозовые тучи собираются, и надежные гавани, судя по всему, будут пользоваться большим спросом в этом году.

В Европе Испании и Португалии в этом году нужно привлечь десятки миллиардов евро только для того, чтобы обслужить уже существующий долг - неясно, удастся ли им это (хотя располагающие большой наличностью Россия и Китай заявили, что будут покупать их облигации, если цена будет достойной).

В США дела обстоят еще хуже. Инвесторы в декабре бежали из муниципальных фондов, увеличивая стоимость заимствований и ввергая штат за штатом в дефицит. Сейчас ощутимо больше половины пятидесяти штатов неспособны выполнять свои обязательства, и правительство должно провести закон, допускающий их банкротство - ни один американский штат еще никогда не становился банкротом.

Россия короткое время уже считалась тихой гаванью, когда мир начал шататься от американского краха ипотечного кредитования в 2007 году, но после коллапса Lehman Brothers в сентябре 2008 ее слабости – такие как огромная корпоративная задолженность крупнейших российских компаний - проявились, и экономика была поставлена в тупик.

Кризиса досуха выжал российский долг, и на этот раз, если наступит очередной кредитный кризис, Россия вооружена и готова справиться с ним гораздо лучше. Действительно, образ убежища, «спокойной гавани» становится самоисполняющимся пророчеством - чем больше денег вы привлекаете, тем больше у вас шансов успокоить бурю. Уже ясно, что самая большая опасность, которая грозит России в этом году - это инфляция, ускоряемая прибытием «горячих денег» из развитых стран и спекулятивно надуваемой стоимостью активов, поскольку инвесторы понимают, что у них не так много альтернатив.