Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Афины сдали - Астана приняла

В столице Греции завершило работу заседание Совета министров ОБСЕ

© Пресс-служба президента Армении / Перейти в фотобанкВстреча президентов Азербайджана и Армении в Москве
Встреча президентов Азербайджана и Армении в Москве
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Уже 10 лет как ОБСЕ не созывает саммитов глав государств. Хорошо это для нас или плохо — разговор отдельный. Печальный опыт Лиссабонского саммита заставил осознать, что любое решение, декларированное на заседании высшего органа ОБСЕ, может стать для нас судьбоносным.

Уже 10 лет как ОБСЕ не созывает саммитов глав государств. Хорошо это для нас или плохо — разговор отдельный. Печальный опыт Лиссабонского саммита заставил осознать, что любое решение, декларированное на заседании высшего органа ОБСЕ, может стать для нас судьбоносным.

Ну а пока организация не видит необходимости в созывах высшего органа, политику ОБСЕ продолжает координировать Совет министров, 17-е заседание которого завершило свою работу в Афинах. Подведя итоги своего года председательства в организации, Греция передала “эстафетную палочку” Казахстану, который возглавит структуру с будущего года.

Для нас главным результатом афинского заседания Совета министров ОБСЕ стало принятие итогового заявления, в котором главы внешнеполитических ведомств 56 государств — членов ОБСЕ выразили поддержку усилиям Минской группы и приветствовали готовность сторон продолжать переговоры на основе мадридских договоренностей. Не менее важным было оглашение пятистороннего заявления, с которым выступили в Афинах внешнеполитические ведомства стран — сопредседателей Минской группы вместе с министрами иностранных дел Армении и Азербайджана. (Россию и Францию представляли министры Сергей Лавров и Бернар Кушнер, Соединенные Штаты — заместитель госсекретаря Джон Стейнберг. Хиллари Клинтон в работе заседания не участвовала.) В документе отмечается важность продолжения работы над формированием базовых принципов урегулирования конфликта на основе договоренностей, достигнутых в Мадриде, и приоритетов, декларированных в Майндорфе.

Комментируя совместное заявление, Эдвард Налбандян, в частности, отметил: “Мы долгое время настаивали на том, чтобы мировое сообщество восприняло три важных принципа, на которых должно базироваться урегулирование. Это недопустимость применения силы и угрозы применения силы, право на самоопределение и территориальная целостность. Со временем об этом же стали говорить и сопредседатели. Принятое заявление свидетельствует о том, что сейчас об этом уже говорят и сопредседатели, и Азербайджан”. Министр также сказал, что если на основе выработанных концепций удастся заключить соглашение о базовых принципах, сразу же начнется работа над разработкой рамочного соглашения, к которой непременно должен будет присоединиться Нагорный Карабах. Примечательно, что Азербайджан не стал препятствовать принятию документа, в котором отмечается необходимость учета принципа самоопределения наций. Между тем Баку вполне мог бы воспользоваться своим законным правом вето. Ведь в ОБСЕ все вопросы решаются консенсусом. Означает ли это, что в подходах азербайджанской дипломатии что-то начинает меняться?..

Задолго до начала работы заседания анонсировалась встреча глав внешнеполитических ведомств Армении и Азербайджана. До начала консультаций со своим азербайджанским коллегой Эдвард Налбандян встретился с сопредседателями Минской группы. До этого с Мерзляковым, Фасье и Брадтке успел переговорить Эльмар Мамедъяров. Встреча министров тет-а-тет продолжилась почти три часа. Как всегда, по окончании переговоров главы внешнеполитических ведомств поделились достигнутыми договоренностями с сопредседателями. Но не с журналистами. Хотя, согласно скупому сообщению пресс-релиза, главным предметом обсуждения министров был вопрос о целесообразности принятия Советом министров ОБСЕ специального заседания по Карабаху, ясно, что в действительности Налбандян и Мамедъяров продолжали переговоры с той точки, на которой они остановились в Мюнхене. Спорные вопросы все те же — будущий статус НКР и судьба восточных районов пояса безопасности.

Эдвард Налбандян имел в Афинах и ряд двусторонних встреч. Гостя принял премьер-министр Греции Георгиус Папандреу, который является также министром иностранных дел и до конца года еще будет исполнять обязанности действующего председателя ОБСЕ. Продуктивными были и переговоры с коллегами по ОДКБ, с которыми наш министр провел рабочий завтрак, а также с главами внешнеполитических ведомств Словакии и Эстонии. Что же касается консультаций с турецким министром Ахмедом Давутоглу, то армянская сторона до последнего момента не подтверждала факт договоренности о встрече. Особого смысла в ее проведении в Ереване не видели, поскольку диалог может обрести реальные перспективы лишь после ратификации турецким меджлисом подписанных в Цюрихе протоколов. Инициатором афинской встречи Налбандян — Давутоглу выступила Анкара. По имеющимся у нас сведениям, турецкий министр заверил коллегу в том, что Анкара не отказывается от взятых на себя обязательств и начатый процесс должен будет увенчаться установлением дипломатических отношений.

Но в тот же день бакинские информагентства распространили сведения о том, что в ходе состоявшейся накануне встречи с азербайджанским коллегой турецкий министр вновь подтвердил свою позицию, согласно которой армяно-турецкие протоколы будут ратифицированы лишь в случае достижения соглашения по Карабаху. В своем выступлении на заседании Совета министров ОБСЕ Давутоглу был более корректным. Он лишь упомянул о том, что урегулирование карабахского конфликта поможет формированию атмосферы доверия в регионе в целом, и отметил, что эти два процесса, по его мнению, не могут не зависеть друг от друга.

Жестче было выступление Эльмара Мамедъярова, который оперировал давно знакомыми закостенелыми фразами о “20 процентах оккупированных территорий” и “миллионе беженцев”. Согласно повестке, армянский министр должен был выступать почти сразу после азербайджанского. Потому Эдварду Налбандяну приходилось корректировать акценты своей речи буквально по ходу. В своем выступлении министр обратил внимание на очевидное нарушение Азербайджаном принятого в ОБСЕ принципа недопустимости применения силы и угрозы применения силы. Он отметил тот факт, что вопреки взятым на себя обязательствам Азербайджан наращивает гонку вооружений и намного превзошел квоты, предусмотренные Договором об ограничении обычных вооружений в Европе. Не менее откровенным нарушением принятых канонов являются, по словам министра, предпринимаемые официальным Баку попытки воспрепятствовать развитию политического диалога между Ереваном и Анкарой. Говоря об урегулировании карабахского конфликта, Налбандян подчеркнул приверженность Армении всем основным нормам, изложенным в Заключительном акте Хельсинкского соглашения.

Карабахская тема затрагивалась в выступлениях многих министров. Глава внешнеполитического ведомства Франции Бернар Кушнер, к примеру, призвал Армению и Азербайджан переложить на бумагу и оформить документально уже достигнутые договоренности. Но главной интригой заседания были, конечно, противоречия между Москвой и Тбилиси. По просачивающимся из зала заседаний сведениям, Россия и Грузия противопоставляли себя друг другу при обсуждении почти всех возможных тем. От председательствующего потребовалось немало усилий, чтобы добиться баланса в содержании итоговых документов. В Тбилиси считают успехом собственной дипломатии тот факт, что Совет министров ОБСЕ не выразил поддержки предложения России и ОДКБ о подписании договора о безопасности в Европе, а также о принятии заявления по случая 65-летия победы во Второй мировой войне, в котором содержалось осуждение попыток фальсификации истории.

Примечательно, что на заседании Совета министров по приглашению премьер-министра Греции присутствовал исполнительный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа. Страны ОДКБ на заседании выступали с единых позиций, что вселяет надежды на то, что являющийся членом этого альянса Казахстан в период своего председательства в ОБСЕ будет следовать своим союзническим обязательствам. Официальная Астана настаивает на своевременности созыва у себя нового саммита глав государств. Это для Назарбаева дело чести его страны. Страны ОДКБ, нынешний председатель ОБСЕ Греция, Турция, Азербайджан и ряд других государств поддержали эту инициативу. Но Соединенные Штаты, Британия и многие их партнеры пока выступают против, полагая, что Совет министров вполне справляется с возложенными на него функциями и время принятия кардинальных решений не пришло. Для нас же важно, что если саммит все же будет созван, то состоится он в период председательства страны, являющейся нашим союзником по ОДКБ. Роль председателя крайне важна, если иметь в виду, что в Лиссабоне известный антиармянский документ был принят именно в виде заявления председателя.

 

В ОБСЕ, как известно, все документы принимаются консенсусом, но, наложив вето, мы не сможем воспрепятствовать оглашению заявления председателем. А такого рода документ тоже является официальным и может иметь судьбоносную роль. Посему Армения изначально крайне ответственно отнеслась к вопросу о том, как следует распорядиться своим голосом при выборе председателя. Астане было нелегко заручиться поддержкой Еревана, если учесть, что казахские дипломаты в международных организациях до недавних пор не раз оказывали косвенную поддержку антиармянским инициативам Азербайджана. Контакты на двустороннем уровне и на уровне ОДКБ позволили убедить казахстанских партнеров в том, что подобная непоследовательность не может положительно сказаться на перспективе председательства Астаны в ОБСЕ. Итогом консультаций на этот счет стало то, что Казахстан стал придерживаться политики, к которой его обязывают партнерские обязательства по ОДКБ. Армения сумела обеспечить гарантии того, что в период председательства Казахстана не следует ожидать никаких неприятных сюрпризов.