Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Северная Африка сквозь призму цветных революций

© коллаж ИноСМИНазад, к серости
Назад, к серости
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В последние несколько недель тысячи, а возможно, и миллионы манифестантов вышли на улицы Каира и Туниса, призывая свергнуть стареющее авторитарное руководство, как несколько лет назад это сделали люди в Тбилиси, Бишкеке и Киеве. И хотя определенное сходство между нынешними событиями в Египте и Тунисе и «цветными» революциями 2003-2005 годов прослеживается, налицо также и кардинальные различия.

В последние несколько недель тысячи, а возможно, и миллионы манифестантов вышли на улицы Каира и Туниса, призывая свергнуть стареющее авторитарное руководство, как несколько лет назад это сделали люди в Тбилиси, Бишкеке и Киеве. И хотя определенное сходство между нынешними событиями в Египте и Тунисе и «цветными» революциями 2003-2005 годов прослеживается, налицо также и кардинальные различия.

Пожалуй, наиболее значительная отличительная черта между событиями 2011 года в Египте и Тунисе и цветными революциями в бывших советских республиках состоит в том, что правительства Египта и Туниса под руководством Хосни Мубарака и Зина аль-Абидина бен Али, были гораздо более авторитарными и жестокими, чем правительства Грузии, Киргизии и Украины. Цветные революции происходили в более демократической атмосфере: режимы, возглавляемые Эдуардом Шеварднадзе в Грузии, Аскаром Акаевым в Киргизии и Леонидом Кучмой на Украине, предоставляли больше свободы СМИ и политических свобод и были, в целом, менее репрессивны, чем власти Египта и Туниса.

Цветные революции создали модель для смены режима, основанную на выборных процессах, когда фальсификация результатов выборов становилась центральным пунктом, вокруг которого могла начать свои манифестации гражданская и политическая оппозиция. В Египте же и Тунисе события были спровоцированы не подтасованными выборами, а более рядовыми причинами. Это дает основание полагать, что основанная на выборах модель возможна лишь в странах с некоторым уровнем политического плюрализма.

В цветных революциях также наличествовал геополитический элемент, отсутствующий в сегодняшних событиях в Северной Африке. Цветные революции были связаны с реализацией провозглашенной в эпоху Буша программы продвижения свободы в мире и происходили в странах, которым США оказывали немалое демократическое содействие. Правительства России и другие недемократические режимы региона всячески старались представить цветные революция как плод американского заговора, а администрация Буша старалась подчеркнуть свою роль в деле становления демократии в регионе.

Считается, что в ходе цветных революций Соединенные Штаты были на стороне революционеров. Согласно широко распространенному мнению, США сыграли почти чудесную роль в деле организации оппозиции, распространения демократии, финансирования различных организаций и прочее. Сегодня на место США пришли социальные сети, выступив катализатором акций протеста. Обоснованно или нет, но есть мнение, что именно Twitter, Facebook и другие аналогичные платформы стали чудесной казуальной переменной, сыгравшей свою закулисную роль в развитии политических процессов в Египте и Тунисе.

Причина того, что сегодня в связи с событиями в Египте и Тунисе практически не упоминают о цветных революциях, кроется в судьбе самих цветных революций. Откат от демократии в Грузии, крах «тюльпановой» революции в Киргизии и поражение Оранжевой революции на украинских выборах дают основание полагать, что явление цветных революций не столь сильно, как это казалось на заре нового XXI века. Сегодня история цветных революций – это история не только демократических прорывов, но и эластичности антидемократических режимов и институтов, их способности быстро восстанавливаться. Эйфория и волнение, сопровождавшие несколько лет назад революционные события на территории бывшего СССР, сегодня кажутся уже неуместными.

И все главный урок цветных революций имеет к Тунису и Египту самое непосредственное отношение. Цветные революции показали, что когда руководитель становится слишком коррумпирован, слишком глух к нуждам людей, слишком бесчестен и недемократичен, и все это продолжается слишком долго, то избавиться от такого правителя не только можно, но этот процесс практически не остановить, когда народное недовольство достигает определенной точки. Ощущение неизбежности близкого конца правления Мубарака в Египте не слишком отличалось, к примеру, от атмосферы, царившей на улицах Тбилиси в ноябре 2003 года.

Период после цветных революций продемонстрировал, что отстранить авторитарного лидера от власти намного легче, чем построить новый, стабильный политический порядок, открытый и не насквозь коррумпированный. Грузия, Киргизия и Украина предпринимают огромные усилия и добились лишь ограниченного успеха на пути демократизации. Аналогичная задача теперь встает перед Тунисом, и почти определенно встанет в ближайшем будущем и перед Египтом.

И хотя сторонники гражданского общества всего мира, должно быть, рады бы приветствовать отстранение от власти Бен Али и Мубарака, называть последние события в Северной Африке демократическим прорывом пока еще преждевременно. На этом пути нужно проделать еще огромную работу. Перед США, этим добрым ангелом цветных революций и покровителем диктаторов в Северной Африке, стоит задача изыскать способ включиться в данный процесс, стать важным участником политического развития Египта и Туниса в наступившую для них новую эпоху.

Линкольн Митчелл является научным сотрудником Института Гарримана Колумбийского университета. Он часто комментирует политические события на территории бывшего СССР и работает над книгой о цветных революциях.